Гарантии безопасности или формальность: помогут ли Украине соглашения с Францией, Германией и Великобританией
Соглашения о безопасности между Украиной и Германией были подписаны 16 февраля 2024 года. В тот же день Украина также подписала соглашение о безопасности с Францией. Еще раньше, 12 января, Украина подписала аналогичное соглашение с Великобританией. На первый взгляд все эти документы очень похожи, но отличия у них все же есть. Если коротко определить суть этих соглашений, как с Германией, Великобританией, так и с Францией, то они сводятся к тому, что эти три страны продолжат поддерживать Украину в борьбе с российским агрессором, а также полностью признают суверенитет нашего государства. Также в соглашениях говорится, что Украине будут помогать реформировать сектор безопасности ради эффективной обороноспособности. Однако следует отдельно остановиться на наиболее важных аспектах этих договоров.
Что прописано в сделках
Одним из главных пунктов в этих соглашениях есть то, как партнеры будут реагировать в случае нового возможного нападения россии на Украину.
Так, в документах прописано, что по просьбе одного из участников договора, например Украины, в течение 24 часов государства-подписанты должны провести консультации. А после них наше государство должно получить быструю и продолжительную помощь в сфере безопасности, современную военную технику и экономическую помощь. Оба государства - Франция и Германия - также обязуются налагать санкции на рф. В соглашении с Великобританией прописано фактически то же самое, что и в случае с Германией и Францией.
Фото: president.gov.ua
И Германия и Франция гарантируют, что в течение 10 лет стабильно будут поддерживать Украину в ее попытке защитить суверенитет и восстановить границы. Причем, на 2024 год уже расписано четкое финансирование для оказания военной помощи и укрепления экономической стабильности. В то же время, соглашения предусматривают и ряд других точек соприкосновения, однако они касаются больше невоенных сфер, которые также важны для Украины.
Исторические соглашения, фиксирующие помощь
В комментарии RegioNews председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко отметил, что таких соглашений, которые были подписаны недавно с Германией, Великобританией и Францией, у Украины никогда не было ни с одним из государств.
"Это беспрецедентные соглашения. Они не абстрактны, и это не Будапештский меморандум, а конкретные соглашения, где речь идет о механизмах реагирования в случае агрессии против Украины, конкретных формах сотрудничества в сфере безопасности. Главное, что в этих соглашениях закрепляется все то, что сейчас предоставляется нашими партнерами: поставка оружия, боеприпасов, содействие развитию оборонной промышленности Украины, санкции против россии, экономическая и финансовая помощь, а еще содействие реформам в Украине, а также евроатлантической и европейской интеграции ”, – отмечает Владимир Фесенко.
Он подчеркивает принципиальность для Украины того, чтобы были договорные обязательства наших союзников и чтобы та помощь, которую они оказывают сейчас, продолжалась и дальше, в том числе и после окончания войны.
"Эти соглашения рассчитаны на 10 лет и в случае, например, с Францией и Великобританией, они могут быть инструментом в содействии евроатлантической интеграции Украины. Это не альтернатива членства в НАТО, а скорее инструмент переходного периода. С Германией более нейтральное соглашение. Главное значение таких соглашений в том, что они закрепляют сотрудничество между Украиной и нашими действующими международными партнерами на долгосрочный период. Фактически это построение договорной архитектуры сотрудничества в сфере безопасности Украины. Безопасная архитектура вокруг Украины надолго”, – говорит Фесенко.
Политолог признает: некоторые обращают внимание на то, что эти соглашения не нужно ратифицировать. Мол, более надежными были бы договоры, ратифицируемые в парламентах тех стран, с которыми они подписаны, а потому их труднее было бы отменить.
"Но соглашения, которые подписываются даже без ратификации, от них очень трудно отказаться даже с учетом смены власти в тех государствах, между которыми эти документы подписаны. От них могут отказываться только в конфликтных ситуациях. Да, они могут не полностью выполняться, но иногда не полностью выполняются даже соглашения о взаимной безопасности, – рассказывает Владимир Фесенко.
Также политолог критически откликается на те мнения некоторых специалистов, что в подписанных соглашениях безопасности между Украиной и тремя отдельными государствами нет пункта с так называемой формулой "Я воюю за тебя, а ты воюешь за меня". То есть, если согласно договору между тремя странами в случае нападения внешнего агрессора на одну из них, партнер должен входить в эту войну по аналогу 5 статьи договора о НАТО.
"В нынешних условиях, когда мы воюем с ядерным государством таким, как россия, у нас не будет ни с одной страной соглашения с таким пунктом, – уверяет Владимир Фесенко. – Не было таких договоров и не будет в нынешних условиях. Надо быть реалистами. Сейчас за нас никто не будет воевать и соответственно никто не будет подписывать таких соглашений. Главная причина, почему нас не принимают в НАТО, и раньше не принимали только по той причине, что мы воюем с ядерным государством".
Фото: president.gov.ua
В свою очередь в комментарии RegioNews исполнительный директор Института мировой политики Евгений Магда отметил, что, по его мнению, эти соглашения, активно продвигаемые Офисом президента, носят промежуточный характер.
"Вопрос в том, что эти соглашения не налагают на наших партнеров какие-либо дополнительные обязательства. Эти договоры просто подталкивают западных партнеров к тому, чтобы они фиксировали нынешнюю помощь Украине. Это действительно важно, когда мы получаем из каждой страны миллиарды долларов, это конечно имеет значение для обороноспособности нашего государства, ведь мы имеем проблемы с финансированием со стороны США. Но представить себе, что та же Франция будет брать нас под "ядерный зонтик", или Франция и Германия направляют в Украину свои войска, этого не будет. Это просто невозможно”, – говорит Евгений Магда.
В продолжение своих слов политолог выразил мнение, что соглашения о безопасности с Германией и Францией имеют в основном тактические шаги.
"Они должны подсластить "пилюлю" будущего отсутствия успехов Украины на юбилейном саммите НАТО, где нас никуда не пригласят. Но если и будут рисовать какую-то перспективу, то очень эфемерную”, – говорит Евгений Магда.
По его словам, положительные последствия этих соглашений также есть и это – утверждение финансирования обороноспособности Украины по меньшей мере в пределах этого года.
"Однако в последующие годы все будет зависеть от того, произойдет ли смена власти в этих странах. Поскольку смена власти в демократических странах происходит регулярно, то я прогнозирую, что ни одно из этих соглашений не будет обеспечиваться полноценно финансово в течение 10 лет в одном и том же объеме”, – считает Магда.
Итак, как видим, соглашения о безопасности с Францией, Германией и Великобританией вряд ли можно назвать полноценными гарантиями безопасности вроде 5 статьи договора о НАТО, которые теоретически помогут "зажать" войну в нынешних масштабах и не допустить будущих агрессий россии. В то же время, эти три соглашения на 10 лет фиксируют широкий спектр военной и невоенной, а также экономической помощи с конкретными суммами на этот год. А на фоне внутриполитических дискуссий в США, приводящих к задержке помощи Украине, любое финансирование со стороны наших международных партнеров важно для нашего государства, а особенно – для фронта.