Запуск аэропортов: Будут ли безопасны полеты гражданской авиации во время войны
RegioNews разбирался, какой из аэропортов можно открыть для полетов в Украине, и насколько это безопасно в нынешних условиях.
Гражданская авиация перестала функционировать в Украине сразу после начала полномасштабного вторжения россии 24 февраля 2022 года. Хотя до этого украинское воздушное пространство использовало очень много авиакомпаний, как для внутренних полетов, так и за границу. Дешевые авиабилеты предлагали многие лоукостеры, что позволяло слетать в Европу даже за 700-800 гривен с учетом покупки билета заранее.
Сегодня ни один из аэропортов страны не выполняет свои непосредственные функции, а свои самолеты авиакомпании перегнали в другие страны. Конечно, это привело к падению авиаотрасли Украины, а также сопутствующих отраслей таких, как туристическая. На работе последней также сказалась мобилизация, ведь большинство мужчин невыездные. Поэтому в основном за границу на отдых ездят женщины с детьми или пенсионеры, которые могут это себе позволить.
Поэтому сегодня для поддержки многих отраслей очень не хватает работающих аэропортов в Украине и этот вопрос уже неоднократно поднимался, но все тормозится из-за безопасности. Недавно даже глава Офиса президента Андрей Ермак подчеркивал, что в Украине нужно усиливать системы противовоздушной обороны и, если это произойдет, можно уже говорить о реальных шагах для открытия хотя бы одного аэропорта в Украине.
Ужгород ближе всего к Европе
Закарпатье с начала полномасштабной войны является самым безопасным местом в Украине, а еще аэропорт в Ужгороде находится очень близко к границе с Евросоюзом.
По словам бывшего главы Тернопольского областного коммунального предприятия "Тернопольавиаавтотранс" Юрия Малецкого, разбирающегося в вопросе аэропортов на Западной Украине, из Ужгорода достаточно безопасно запускать полеты самолетов.
"Дело в том, что в одном направлении самолеты будут взлетать прямо на Евросоюз. А если взлетать по другому курсу, то самолет должен развернуться в радиусе примерно 15 километров и также лететь в сторону ЕС. Расстояние небольшое, если учитывать скорость самолета. Однако нужно все же учитывать наличие воздушных тревог", – говорит Юрий Малецкий.
В свою очередь, эксперт по военным вопросам Института евроатлантического сотрудничества Игорь Козий также считает, что Ужгород является едва ли не единственным аэропортом, который вообще можно рассматривать для открытия в сегодняшних условиях.
"В Ужгороде по большому счету заканчивается взлетно-посадочная полоса местного аэропорта и уже начинается Словакия. Самолет по земле взмывает, поднялся и уже в небе над этой страной. Кроме Ужгорода я не уверен, что еще где-то можно запускать полеты", — считает специалист.
Львовский аэропорт
Среди всех аэропортов на Западной Украине львовский наиболее развит, ведь после Евро-2012 прошло не так много времени, а именно до футбольного форума его обновили. Впрочем, эксперты учитывают многие риски, если рассматривать местный аэропорт для открытия.
Фото: wikipedia.org
"Если брать аэропорт во Львове, то это 80 км до границы, – говорит Игорь Козий. — Пока самолет долетит до границы с Польшей, он может быть сбит. Россияне такие, что захотят показать так сказать браваду, а потому возьмут и собьют такой самолет".
Юрий Малецкий добавляет, что для того, чтобы после взлета из львовского аэропорта самолет пересек границу с Польшей ему нужно около 12-15 минут.
"Но моделируем ситуацию: взлетает самолет и начинается воздушная тревога. Что мы делаем в таком случае? По идее нужно сажать самолет на тот аэродром, откуда он взлетал. Если успел пересечь воздушное пространство страны ЕС, то уже другой вопрос. Львов относительно безопасен, но во время воздушной тревоги, так я трудно себе представляю такие полеты, ведь как не сажать самолет во время нее? Единственное, что если на момент взлета не началась тревога, то можно еще успеть долететь до соседней страны. Но и здесь нужно учитывать, откуда россияне могут запускать те же "Шахеды" или ракеты. К примеру, в свое время они стреляли в направлении Западной Украины даже из Приднестровья. Если "Шахед" оттуда будет лететь, то еще есть запас, чтобы самолет долетел до Польши, но если это баллистическая ракета, я даже не знаю - опасно это", - говорит специалист.
Игорь Козий вообще считает, что львовский аэропорт маловероятен для возобновления полетов в Украине.
"Грубо говоря, разве если выдать каждому пассажиру парашют и сказать, что не каждый из вас долетит до земли. Если мы берем львовский аэропорт, то в его сторону могут запускать ракеты из Беларуси. Подлетное время ракеты может в этом случае составлять 3-5 минут. Какая тогда должна быть скорость операторов воздушного пространства на этом направлении, чтобы мгновенно среагировать на угрозу?" — задает риторический вопрос Игорь Козий.
Какие еще аэропорты можно рассматривать
По словам Юрия Малецкого, можно также рассматривать аэропорт Черновцов, ведь до границы с Румынией всего 80 километров. В то же время он отмечает, что аэропорт в Луцке неподготовлен, но даже будь он готов к принятию самолетов, все равно его никто не рассматривал бы, ведь совсем рядом находится Беларусь с территории которой запросто может прилететь ракета.
Фото: wikipedia.org. Аэропорт в Черновцах
Игорь Козий вообще дает фантастический вариант возобновления полетов из Одесской области.
"Есть еще вариант летать сразу на Румынию, ведь недалеко от границы есть город Болград, где когда-то находилась воздушно-десантная дивизия. Там есть взлетно-посадочная полоса еще с советских времен. Это не аэропорт, а просто полоса. Но если там построить небольшое помещение для обслуживания пассажиров, можно открыть полеты. Там не успеешь взлететь с Болграда, как пересекаешь Дунай и уже в воздушном пространстве Румынии. Но это очень филигранная работа должна быть", – говорит Игорь Козий.
Однако он добавляет, что воздушные тревоги могут внести значительные коррективы.
"Посмотрите, как сейчас реагируют на МИГ-31. Вот он взлетел и фактически вся страна "села". Но это оправдано, ведь та же ракета "Кинжал", которую может нести этот МИГ-31, летит очень быстро — гиперзвуковая скорость. Хотя наши военные и научились сбивать такие ракеты, все равно все это опасно. Если даже будет ракета менее скоростная, то все равно огромная опасность", — отмечает Игорь Козий.
Актуально ли открытие аэропортов
По словам Юрия Малецкого, из-за запрета полетов замерла целая отрасль и это касается не только авиакомпаний, но и "Украэроруха", обеспечивающего аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Украины и в воздушном пространстве над открытым морем.
"Куча аэродромов потеряли сертификаты эксплуатантов, ведь не используются по назначению. Туристическая отрасль сама собой потеряла много, ведь не все выездные сейчас. Например, сейчас, чтобы полететь в какую-то страну, нужно сначала доехать до той же Молдовы, Румынии или Польши, где ближайшие аэропорты. А возьмите еще время, которое нужно выстоять на границе, ведь это может быть и 8 часов. То есть, запуск некоторых аэропортов в Украине решил бы много вопросов в плане логистики и туристической отрасли", — говорит Малецкий.
Итак, как видим, ситуация с возможным открытием аэропортов достаточно сложная, а если и рассматривать этот вопрос, то фактически можно начать полеты разве что из аэропорта Ужгорода, ведь это наиболее безопасно. Все остальные аэропорты на Западной Украине все же достаточно опасны для полетов из-за возможных запусков ракет, как из россии так и из Беларуси.
Впрочем, нельзя забывать и о том, что свое слово для начала должен сказать Генштаб. Именно такое разрешение для начала нужно получить, как отмечают специалисты. Но учитывая всю ситуацию в стране, еще не факт, что Генштаб пойдет на такой шаг. Поэтому фактически вопрос о возобновлении полетов гражданской авиации в Украине остается открытым.