Законопроект о мобилизации требует устранения норм, негативно влияющих на бизнес, — УРБ
Члены Украинского Совета Бизнеса проанализировали правительственный законопроект №10449 относительно правил мобилизации и пришли к выводу, что часть его норм требует комплексной доработки из-за значительных рисков для бизнеса и граждан
Как пишет RegioNews, об этом сообщили в пресс-службе Украинского Совета Бизнеса.
Так, в совете бизнеса объяснили, какие нормы вызывают сомнения в их целесообразности:
1. Граждане Украины: Процедура регистрации электронного кабинета военнообязанного станет обязательной, и ТЦК сможет направлять повестки к нему в электронном виде. Обязанность зарегистрировать электронный кабинет и обновить свои учетные данные распространяется и на находящихся за рубежом украинцев. В случае нарушения этой новой обязанности (как и обязанности появляться после получения повестки в ТЦК) законопроект предусматривает отдельный механизм наказания. Если нарушителя в течение 15 дней не задержит и не доставит в военкомат Нацполиция, руководитель ТЦК в течение 5 дней направит ему в электронный кабинет или письмом требование, которое будет считаться врученным, даже если нарушитель не получил его лично.
Указанная норма является контрпродуктивной и вредной. Отправка какой-либо информации в электронный кабинет военнообязанного не может считаться фактом получения такой информации лицом.
2. Изменение порядка бронирования работников: Предлагаются изменения в порядке бронирования работников – Кабмин должен его пересмотреть в течение месяца после принятия этого закона. С одной стороны, сам законопроект распространяет бронирование на бенефициарных владельцев критически важных предприятий. С другой – пока неизвестно, какие изменения могут претерпеть механизм бронирования в целом.
Просмотр процедуры бронирования должен предусматривать и анонсированные механизмы е-бронирования, позволяющие бронировать специалистов в течение суток. Кроме того, предлагаем рассмотреть возможность увеличить срок бронирования специалистов на срок действия Решение о подтверждении статуса критически важного предприятия для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период.
Считаем необходимым предусмотреть возможность 100% бронирования работников для предприятий, осуществляющих поставку товаров/продукции/услуг в пользу Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, СБУ, ГНСУ, других органов, осуществляющих задачи по защите государства во время действия военного положения в Украине , другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированием, их соединением, воинским частям.
Целесообразно предусмотреть возможность бронирования работников международных и украинских неправительственных организаций, реализующих гуманитарные проекты за средства международных партнеров, определенные критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 27 января 2023 года № 76.
Кроме того, предлагается предусмотреть в законодательстве возможность получения отсрочки от мобилизации для саперов и деминеров на время обучения и работы по гуманитарному разминированию.
3. Обязанности предприятий, учреждений и организаций относительно мобилизационной подготовки и мобилизации: Законопроект обновляет нормы безвозмездного привлечения, изъятия и принудительного отчуждения транспортных средств и техники на период мобилизации, а также изменяет этот механизм. В случае его принятия данные о транспортных средствах и технике бизнеса в ТЦК будут передавать МВД (автотранспорт), Мининфраструктуры (водные транспортные средства) и Госпродпотребслужба (сельхозтехника). При этом транспорт и технику, которая попадет на учет в ТЦК, сложнее будет обезопасить от изъятия. Ее запретят отправлять в другие области или за пределы Украины, продавать или сдавать в аренду (лизинг), использовать как залог, а также "совершать другие действия, которые делают невозможным передачу таких транспортных средств военным формированиям". Предприятия и организации будут обязаны обеспечивать при мобилизации доставку транспортных средств и техники на сборные пункты и в воинские части в определенный срок.
Предлагаемый в проекте №10449 подход грозит остановкой бизнеса. Требуется сбалансированный подход для предотвращения остановки предприятия по причине: отсутствия транспортных средств для осуществления деятельности или в случаях использования транспорта, сложно-технологически обустроенного для специализированного назначения, обеспечивающего основную деятельность предприятия и его основную специализацию.
4. Проектом предлагается ограничение находящихся за рубежом лиц в получении консульских услуг при отсутствии военно-учетных документов.
Это может привести к проблемам на дипломатическом уровне в результате нарушения консульских функций в соответствии с международными Консульскими конвенциями и соглашениями со странами-партнерами Украины и многими другими странами. Данная норма нарушает принцип равенства прав и свобод всех граждан Украины, в том числе в части получения гарантированных сервисов государства, которые не могут ограничиваться для любого гражданина независимо от места его пребывания, а также для привлеченного к какой-либо административной или уголовной ответственности. .
5. Реализация норм проекта №10379 автоматически сделает уклонителями всех военнообязанных, кто вовремя не явится в ТЦК обновить данные – таким гражданам планируется блокировать банковские счета, запрещать проведение соглашений с имуществом и лишать водительских прав.
Нормы по блокированию банковских счетов неконституционны и контрпродуктивны, подобные ограничения негативно повлияют на экономику страны, ведь это существенно уменьшит оборот безналичных операций, приведет к оттоку депозитов, снизит ликвидность и устойчивость банковской системы и приведет к кэшизации экономики. Кроме того, такие ограничения неконституционны, несовместимы и несопоставимы с правонарушениями в сфере воинского долга.
6. Проектом закона исключен из числа лиц, не подлежащих призыву на военную службу во время мобилизации на особый период, аспирантов, получающих уровень образования за средства физических или юридических лиц на условиях контракта.
Такие нормы нарушают:
а) целостность системы образования в Украине;
б) конституционная гарантия равенства всех форм собственности и всех граждан в рамках той или иной сферы общественной жизни.
Предлагаем устранить дискриминационную норму по исключению аспирантов-контрактников из перечня лиц, не подлежащих призыву на военную службу во время мобилизации, на особый период.
7. Проектом закона требуется ношение при себе военно-учетных документов. Аналогично и пересечение границы исключительно при наличии таких документов даже если лицо имеет документы об отнесении его к категории лиц, не подлежащих мобилизации. В настоящее время наблюдается дефицит бумажных бланков и в приложении Действие отсутствуют документы, исключающие выполнение данного требования.
Как подытожили в Украинском Совете Бизнеса, такие нормы нарушают права лиц и не преследуют цель никакого элемента контроля, а создают дополнительные коррупционные риски, когда бланки документов будут "придерживаться" для создания искусственного завышенного спроса. Предлагаем устранить дискриминацию и благодаря введению электронного реестра военнообязанных и в дальнейшем определять достаточным лицам иметь идентифицирующие ее документы.
Напомним, новый законопроект, предусматривающий усиление мобилизации, Верховная Рада уже приняла в первом чтении. Документ, в частности, предусматривает создание электронного кабинета военнообязанного, а также снижение мобилизационного возраста с 27 до 25 лет. Обо всех предложениях законопроекта RegioNews рассказывал в своей статье.