Коллапс системы ЖКХ: эксперт Олег Попенко спрогнозировал, что произойдет, если власти вздумают резко повысить коммунальные тарифы
Олег, все чаще раздаются разговоры о том, что уже с 2025 года начнут повышаться тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Впрочем, есть мораторий на такие повышения и по закону он будет действовать в течение 6 месяцев после отмены военного положения. Каковы ваши прогнозы по возможному повышению тарифов?
Давайте начнем с того, что мораторий действует на повышение тарифов только для трех коммунальных услуг: теплоснабжение, горячее водоснабжение и распределение газа. Все другие коммунальные услуги не имеют отношения к этому закону о моратории на повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому если, скажем, НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг) примет решение о повышении тарифов, скажем, для украинских водоканалов, то это не будет регулироваться этим законом о моратории на повышение тарифов. Но следует учитывать, что та же местная власть может устанавливать тарифы и на водоснабжение, ведь НКРЭКУ делает это лишь в основном для крупных городов, а в небольших городах местные власти регулируют тарифы на водоснабжение.
Эксперт по вопросам ЖКХ Олег Попенко
Вернемся к услугам, регулируемым этим мораторием, – горячее водоснабжение, распределение газа и отопление. Когда могут повысить тарифы на эти услуги?
Поговаривают, что в Верховной Раде уже изучали вопрос повышения тарифов на горячую воду и отопление уже осенью этого года, но потом все эти разговоры прекратились и какие-то наработки были отменены. Да, власти настроены повысить тарифы на коммунальные услуги уже в 2025 году, но произойдет это или нет – сказать сложно. Прежде всего, речь идет о желании чиновников повысить тарифы на газ и отопление, но все это будет зависеть от очень многих факторов. К примеру, уже точно за повышение тарифов для населения выступает Национальный банк и Международный валютный фонд, оказывающий Украине финансовую помощь. Но не следует забывать, что повышение тарифов на отопление, горячую воду и распределение газа приведет к огромным проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве.
А почему эти проблемы могут возникнуть?
Потому что уже сейчас огромные проблемы с оплатой населением за "коммуналку". По моим подсчетам, в пределах всей страны долги за жилищно-коммунальные услуги составляют почти 200 млрд грн. И что делать с этими долгами, никто не может сказать.
Согласно официальной статистике на 1 января 2022 года задолженность за жилищно-коммунальные услуги составляла чуть более 81 млрд грн. То есть, если учитывать ваши подсчеты, то за 2,5 года полномасштабной войны долг вырос на 120 млрд грн?
Да, это приблизительные расчеты. Поэтому любое повышение тарифов приведет к дальнейшему росту долгов за коммунальные услуги.
В начале 2024 года Кабмин отменил мораторий на отключение от коммунальных услуг за долги. Население это не стимулирует все же платить за то, что они потребили в своих домах, если только долги растут?
Следует понимать, что не от всех коммунальных услуг можно отключить потребителя. Прежде всего, речь идет об отключении должников от электроэнергии и газа. Это проще всего осуществить. Действительно, угроза того, что потребитель может быть отключен от электроэнергии, как в квартире, так и в частном доме, стимулирует его к тому, чтобы он платил все счета за свет. Но при этом это влияет на расчеты других коммунальных услуг. То есть гражданин, платя в полном объеме за электроэнергию, по разным причинам, может накапливать долги за отопление и горячую воду.
Эффективно ли коммунальным структурам через суды "выбивать" из населения долги за предоставленные услуги?
Весной была приведена статистика, которая гласила, что в судах находилась около 60 тыс. дел, которые касались долгов за коммунальные услуги. Но вопрос в том, есть ли у людей средства, чтобы оплатить долги? Даже если будет решение суда, что нужно платить, то человеку, у которого нет средств, придется продавать свое последнее имущество. Но параллельно с этим следует поднять вопрос и по незаконным или полузаконным начислениям, либо по предоставлению некачественных коммунальных услуг.
А как понимать определение "незаконных начислений"?
Например, есть много историй, когда жители некоторых сел на Харьковщине год получали начисления за электроэнергию, хотя в этом селе уже давно больше года никто не жил из-за постоянных обстрелов со стороны россии. Или были случаи, когда жители деоккупированных городков на востоке страны получали двойные платежки. Когда город был в оккупации, то им поступали платежи за коммунальные услуги от оккупационных властей, а затем после деоккупации оказалось, что за все время оккупации они еще получили платежки от того же облэнерго. А все это долги населения за жилищно-коммунальные услуги.
В "Нафтогазе" недавно заявили, что реальная стоимость 1 кубического метра газа для населения должна составлять 15 грн, а не около 8 грн, как сейчас. Что вы думаете об этом?
Приравнивать тариф на газ для населения к условно-рыночной стоимости газа, существующего на украинском рынке, это, мягко говоря, некорректно. Даже самые богатые страны Европы регулируют стоимость газа для населения. Лишь некоторые богатые страны, как в той же Скандинавии, не регулируют стоимость газа для населения, но там и заработные платы по 4-5 тыс. евро. Потому руководство таких стран может позволить себе не регулировать стоимость газа и продавать его населению по рыночной цене. А вот большинство стран Восточной Европы регулируют стоимость газа, а значит, они продают населению газ не по рыночной цене, а по той, которую они считают доступной для потребителя.
Кроме того, повышение тарифа на газ в Украине также приведет к тому, что автоматически повысится стоимость отопления и горячей воды, ведь в их структуре более 90% – это стоимость газа. Поэтому возможное повышение стоимости газа вдвое для населения приведет к полной катастрофе в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Учитывая, что большинство населения не в состоянии будет платить за коммунальные услуги.
Если на примере того же Киева взять тарифы на отопление и горячую воду, то экономически ли они обоснованы, ведь мэр столицы Виталий Кличко постоянно рассказывает, что тарифы убыточны?
Я не могу сказать сейчас экономически обоснованы тарифы в Киеве или нет, ведь не вижу расчетов "Киевтеплоэнерго". Да, есть банальные показатели, но мы не знаем куда в общем-то средства тратятся. Но судя по тому огромному количеству коррупционных скандалов, которые были вокруг того же "Киевтеплоэнерго" за последние годы, мы можем сказать, что если убрать все возможные коррупционные нагрузки, которые есть в тарифе на отопление и горячее водоснабжение от "Киевтеплоэнерго", то действующий тариф на эти услуги вполне может быть экономически обоснованным. Да, городские власти в лице Кличко постоянно говорят об убыточности тарифа, ведь уже давно не повышали их. Но я не очень предпочитаю доверять словам политиков, ведь расчет тарифов – это экономическая составляющая, а не политическая.