Сможет ли Зеленский посадить Порошенко
Накануне в украинских СМИ появилась информация о том, что Государственное бюро расследований завершило досудебное следствие по так называемому "угольному делу" Петра Порошенко и Виктора Медведчука.
Отмечалось также, что доступ к материалам следствия уже открыли адвокатам бывшего президента. После того, как сторона защиты с ними ознакомится, ГБР должно направить обвинительный акт в суд. В этом случае у Порошенко поменяется статус, и он станет подозреваемым.
Илья Новиков, адвокат Петра Порошенко, призывает СМИ не создавать "сенсации на пустом месте". По его словам, официальный ответ ГБР на запрос издания "Главком" на самом деле означает, что "у нас ничего не происходит, отстаньте от нас, пожалуйста".
Новиков уверяет, что досудебное расследование по "угольному делу" завершили еще в сентябре 2022 года. Тогда, мол, к адвокатам пятого президента обратилось ГБР и предложило ознакомиться с материалами. "Мы им ответили, что они не имели права закрывать следствие до рассмотрения всех наших ходатайств, которых на то время набралось немало и требовали содержательного ответа. Все, больше за последние полтора года ничего не было, и в феврале 2024-го тоже никаких новостей по делу не было", – констатирует Новиков.
Он еще раз отметил, что на самом деле никакой новости в опубликованной информации нет. Мол, "это была учебная тревога, можно расходиться", никто никаких изменений не готовит, а "у Порошенко все в порядке и так будет дальше, но спасибо за ваше внимание".
В чем обвиняют Порошенко
Весной 2021 года в сети обнародовали "пленки Медведчука" – 30 часов записей телефонных разговоров, которые в течение 2014-2017 годов вел пророссийский политик Виктор Медведчук с кремлевскими чиновниками и функционерами террористических группировок. Разговоры касались закупки угля на неподконтрольной территории Донбасса для украинских тепловых электростанций. Медведчук неоднократно отмечал, что согласовывает все вопросы с "главным", вероятно, имея ввиду именно тогдашнего президента Порошенко.
Уже в декабре того же года, вслед за Медведчуком, подозрение объявили и бывшему гаранту. Следствие заявило, что Порошенко, Медведчук, а также экс-министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин и бизнесмен Сергей Кузяра организовали покупку угля на государственных шахтах Донецкой и Луганской областей, в то время, когда эти предприятия фактически находились под контролем российских наемников и террористических группировок "ДНР" и "ЛНР". Как сообщали правоохранители, Украина заплатила на счета "Луганскуголь" и "Шахты имени Киселева" более 205 млн грн. Еще более 3,1 млрд грн уплачено наличными.
В общем, следствие пришло к выводам: Порошенко, Медведчук, Демчишин и Кузяра и другие неустановленные следствием лица "умышленными действиями содействовали деятельности террористических организаций "Л/ДНР" (…), поставив энергетическую сферу Украины в зависимость от россии и террористических организаций "Л/ДНР", чем подорвали экономическую безопасность государства, лишив его возможностей для диверсификации источников снабжения энергетическими ресурсами".
Сам Порошенко уже в начале 2022 года "угольное дело" против себя назвал "постановочным шоу" и заявил, что не совершал никаких операций со снабжением угля с ОРДЛО. Это делало, как он отметил, действующее на тот момент правительство без нарушения закона.
"Задайте себе вопрос: а было ли там нарушение закона? Вы найдете ответ, что нет. Можно ли покупать уголь там? Можно, возможно. Давало ли это работу украинцам, проживавшим на оккупированных территориях? Давало. Не дали бы вы эту работу – они бы брали оружие и шли убивать украинцев. Это да", – сообщил Порошенко.
Он также отметил, что уголь завозился не с оккупированной территории, а из государственных шахт, зарегистрированных на подконтрольной территории Украины, которые платили налоги в госбюджет Украины. По логике правоохранителей, как добавил Порошенко, выплату пенсий пенсионерам на оккупированной территории тоже можно назвать терроризмом.
Порошенко для ОП: угрозы не представляет, но остается дестабилизирующим фактором
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик в комментарии Regionews отмечает, что признаки возможных преступлений, о которых говорит следствие, все-таки просматриваются. Поэтому процесс установления истины должен быть прозрачным и публичным. Однако, вместе с этим, он сомневается, что сейчас нужно доводить это дело до "посадки" Порошенко.
"То, что касается непосредственно уголовной ответственности Порошенко, здесь есть вопрос: нужно ли это именно сейчас, во время военного положения, в ситуации, когда стране нужно политическое единство. Сам Порошенко никуда не уйдет от правосудия. Вряд ли он будет политическим эмигрантом, даже если ему будет вынесено подозрение", – говорит Кулик.
Он добавляет, что есть большая вероятность того, что дело Порошенко используют для того, чтобы "подвесить его на крючок" как возможного конкурента действующей власти.
"Мы понимаем, что рейтинги Порошенко уже далеко позади и какой-то серьезной электоральной угрозы для действующей власти он не представляет. Но фактором постоянной нестабильности он вполне может рассматриваться. Потому как "подвешивание" Порошенко, скорее всего, этими делами его будут пытаться сделать договороспособным, или чтобы он понимал, что делает, в контексте возможного вынесения подозрения и задержания. Порошенко ведь предъявляют государственную измену, и это не о внесении залога, а исключительно пребывания в СИЗО", – говорит эксперт.
Кулик не исключает того, что бывшему президенту могут все-таки вынести подозрение и задержать. "Но создаст ли это ситуацию для понижения рейтинга Порошенко и его дискредитации, как об этом думают на Банковой? Нет. Более того, даже разочаровавшиеся в экс-президенте люди вернутся к нему, ведь сочтут, что его дело – это политическое преследование", – резюмирует Кулик.
Конечно, нельзя не заметить и тот факт, что "дело Порошенко – Медведчука" подняли в аккурат на фоне планируемой отставки главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного. Можно предположить, что вброс этого дела в повестку дня как раз пытаются использовать, чтобы сместить акценты, снизить и размыть градус напряжения в обществе, что, несомненно, провоцируют слухи об увольнении главкома.
Офис президента также и не откажется от возможности использовать "угольное дело", чтобы послать четкий сигнал всей команде пятого президента, которая не упускает ни единого шанса "уколоть" Зеленского и в дальнейшем рассматривает возможность вступить в серьезное политическое противостояние с действующей властью. Мол, "Европейской солидарности" придется несколько раз подумать перед тем, как "вступать в игру". Сама же команда Порошенко, судя по их комментариям, очень легкомысленно относится к ситуации и не учитывает тот факт, что в "посадку" Юлии Тимошенко в свое время также никто не верил.
В любом случае возможный арест Порошенко за собой повлечет серьезные проблемы в первую очередь с международными партнерами, которые, вероятно, расценят это как политическое преследование. Понимают ли это в Офисе президента и готов ли пойти на подобный и кардинальный шаг Владимир Зеленский, судить сложно. Но и отрицать не приходится тот факт, что в некоторых моментах нынешняя власть готова пользоваться методами позднего периода правления Виктора Януковича.
Но пока же все говорит о том, что с большой долей вероятности "угольное дело" станет очередной возможностью вставить палки в колеса для Порошенко и его партии, которые остаются определенным раздражающим фактором для Офиса президента.