Что стало спусковым крючком для начала реформы
Итак, 4 октября работники Государственного бюро расследований (ГБР) провели обыски у скандального руководителя коммунального учреждения здравоохранения "Хмельницкий областной центр медико-социальной экспертизы" Татьяны Крупы, во время которого у нее были обнаружены наличные деньги более чем на 6 млн долларов, драгоценности и разнообразные украшения. По требованию прокуроров Печерский суд Киева избрал Крупе меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 суток за незаконное обогащение с правом внесения залога в 500 млн грн. Впоследствии оказалось, что около 50 прокуроров Хмельницкой области оформили себе инвалидность, и именно Хмельницкая областная МСЭК выдавала эти справки. Руководитель прокуратуры области также имел инвалидность. После этого скандала в СМИ он уволился с должности. Впоследствии заявление на увольнение подал и генеральный прокурор Украины Андрей Костин. Также на фоне схем Татьяны Крупы с должности ушел и руководитель Департамента здравоохранения Хмельницкой ОВА Александр Завроцкий.
Но не Хмельницкой областью единой. СБУ разоблачила руководительницу областного центра медико-социальной экспертизы Николаевского облсовета на коррупционных схемах для уклонистов. У чиновницы нашли почти полмиллиона долларов, а у ее сына – российский паспорт. Начали увольнять и работников Ровенской областной МСЭК после соответствующих проверок.
Все это привело к тому, что вопросы скандалов в МСЭК обсуждались даже на заседании СНБО. Это, в конце концов, привело к увольнению руководства Центральной медико-социальной экспертной комиссии, а также увольнению руководителей профильного департамента Министерства здравоохранения, отвечающего за координацию деятельности по МСЭК.
Как будет происходить перезагрузка МСЭК
Уже известно, что до конца года МСЭК в нынешнем виде должна быть ликвидирована. Вместо этого планируется полная цифровизация процесса предоставления справок об инвалидности. Причем должна работать цифровизация на всех этапах прохождения комиссий в МСЭК. А самое главное, что должны быть внесены изменения в законодательство для работы обновленной системы медико-социальной экспертизы. Вся эта дорожная карта по реформированию МСЭК была принята во время заседания Совета национальной безопасности и обороны.
Однако это еще не все. Документ содержит ряд задач для государственных органов. Например, Офис генпрокурора, СБУ, ГБР, Нацполиция, НАБУ должны в течение месяца выявлять и останавливать злоупотребления, которые могут происходить во время того, как чиновники разных звеньев получают инвалидности.
К тому же, до конца года Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) должно подготовить изменения в законодательство и представить их на рассмотрение в Кабмин. В этих законодательных изменениях должно быть четко прописано, что все члены МСЭК за незаконное обогащение должны нести уголовную ответственность, а также их имущество может быть конфисковано. Например, в НАПК уже заявили, что для сотрудников медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) предусмотрено наказание только за внесение недостоверных данных в декларацию об имуществе и доходах, нормы законодательства о конфискации необоснованных активов на них не распространяются.
В свою очередь Кабинет министров должен взять на себя разработку нормативно-правовых актов для качественной реформы МСЭК. В частности, под руководством правительства Министерство здравоохранения должно ликвидировать Медико-социальную экспертизу до 31 декабря 2024 года. Возьмутся и за чиновников, получающих пенсию за инвалидность. Министерство социальной политики должно промониторить всю систему начисления пенсий таким чиновникам.
На Офис генпрокурора возложена задача еще раз проверить все решения МСЭК, касающиеся работников прокуратуры по всей стране. Также дополнительная работа будет для Государственной пограничной службы, ведь ее специалисты должны разработать действенный порядок выезда бывших чиновников, имеющих инвалидность, за границу.
Будут ли реальные изменения
Аналитики Центра совместных действий указывают на то, что для ликвидации или реформирования МСЭК вообще не нужны никакие указы президента или решения СНБО. По их словам, все это в руках Министерства здравоохранения, поскольку медико-социальные экспертизы формально находятся под его контролем. Журналисты даже задавали вопрос главе Минздрава Виктору Ляшко, не рассматривает ли он возможность написать заявление на увольнение с должности в связи со скандалами в МСЭК. Во время брифинга, отвечая на этот вопрос, Ляшко заявил: "Я не назначаю и не увольняю руководителей МСЭКов. Я назначаю и увольняю руководителя Центральной медико-санитарной комиссии, который был вчера уволен моим приказом. Поверьте, заявление написать наверняка проще, чем реформировать МСЭКи".
Теперь нужно понять, что реформирование МСЭК будет очень трудным процессом, и не факт, что он будет удачным, ведь кроме громких заявлений о намерениях изменить что-то к лучшему, есть и другая сторона медали, например, нежелание чиновников на местах что-то менять.
"Масштабные реформы, такие как ликвидация МСЭК и проверка решений, требуют значительных ресурсов, времени и детально разработанных политик. Предыдущий опыт реформирования военно-врачебных комиссий (ВВК) показывает, что публичные заявления не всегда приводят к реальным изменениям", - объясняет аналитик Центра совместных действий Ирина Корженкова.
В СМИ в последние месяцы просто безумно ходят новости о том, что в той или иной области силовики задерживают работников ВВК, которые незаконно обогащаются путем постановления уклонистам липовых диагнозов. Вместе с тем есть и вопросы реформирования ТЦК, ведь в прошлом году все руководители этой структуры были заменены. Идея заключалась в том, что в ТЦК после этого фактически прекратится коррупция. Впрочем, СБУ и ГБР до сих пор задерживают и работников территориальных центров комплектования за незаконное обогащение опять-таки на уклонистах. Последние громкие задержания произошли в Бориспольском и Бучанском ТЦК Киевской области. В августе 2024 года их руководителей отправили в СИЗО по подозрению в незаконном обогащении более чем на 1,2 млн долларов.
Аналитики Центра совместных действий отмечают, что для успешного реформирования системы медико-социальной экспертизы необходимо разработать конкретные государственные политики, которые обеспечат прозрачность, эффективность и справедливость в оценке инвалидности. И одним из таких механизмов должна быть цифровизация процесса в МСЭК, что должно значительно снизить влияние человеческого фактора на процессы.
"Однако цифровизация – лишь инструмент, и он сам по себе не может гарантировать справедливость и человечность в столь очевидно коррумпированной системе, как МСЭК", – отмечает Ирина Корженкова.
Поэтому, кроме внедрения новой системы функционирования МСЭК, следует также подумать о замене кадров действующей структуры. Понятно ведь, что нечистые на руку чиновники захотят восстановить старые схемы уже в обновленном органе, который будет выдавать справки об инвалидности.