За спиной у Сергея Гайдая – серьезный управленческий и политический опыт, который начался задолго до Луганской ОГА. В 2008-2010 годах он был помощником тогда еще депутата Киевсовета, а позже министра обороны Алексея Резникова.
С 2014 по 2015 год работал советником председателя Обуховской районной государственной администрации в Киевской области, а с 2015 по 2018 был председателем Мукачевской РГА, а также в свое время советником председателя Закарпатской ОГА Игоря Бондаренко.
Луганской областью Сергей Гайдай руководил почти 3,5 года, с октября 2019 по март 2023 года, и считается одним из самых опытных "губернаторов" Украины. До начала полномасштабного вторжения, как и большинство глав ОГА, Гайдай в основном занимался инфраструктурными проектами, реализуемыми под брендом президентской программы "Большое строительство". Речь идет об обновлении, ремонтах и возведении дорог, школ, садов, больниц и других сугубо специфических проектов, например, как установка 150-метровой телебашни, говорившей на оккупированные территории области.
Все это перечеркнуло полномасштабное российское вторжение. Луганщина стала единственной областью Украины, которую почти полностью захватили россияне. Российский президент Владимир Путин в свое время объявил о полном "захвате" региона, однако такие заявления не оправданы, поскольку несколько населенных пунктов на границе с Харьковщиной и Донбасом все же находятся под контролем украинских военных. Тем не менее, Гайдая иногда называли "губернатором без области".
На этом фоне летом 2022 года Гайдай попал в громкий скандал и подвергся критике даже из рядов пропрезидентской партии. Довольно одиозная депутат от "Слуги народа" и заместитель председателя комитета Совета по нацбезопасности Марианна Безуглая заявила, что начальник ОВА "плохо подготовил" регион к защите. "Я считаю, что в военной администрации не была проведена работа в этом направлении. И это предмет исследований", – говорила парламентарий.
Гайдай тогда отреагировал довольно жестко: "Для меня непонятно, что это лицо делает на линии фронта или в зоне боевых действий, кто она такая, какие она имеет полномочия. Она вообще не в своем уме, потому что предлагала, например, мне депортировать 15 тысяч человек под обстрелами".
В разгар скандала Безуглая призвала уволить Гайдая с должности. Это увольнение произошло спустя полгода, в марте 2023-го, но точно не из-за позиции Безуглой. Тогда сам Гайдай объяснял свое увольнение плановой ротацией, мол, центральные власти решили использовать его знания и опыт там, где нужно "усилить другое направление", а никаких претензий к работе Гайдая во главе Луганщины у Президента не было. И действительно, в публичном пространстве не появлялась информация о возможных вопросах работы Гайдая.
Весной, сразу после увольнения, многие писали о возможности назначения Гайдая послом Украины в Казахстане, о таких перспективах говорил и сам Гайдай, но через несколько месяцев стало ясно, что вопрос заглох. Тогда выдвигалась версия, что за неимением дипломатического опыта Казахстан не дал согласования на назначение Гайдая.
Впрочем, достаточно очевидно, что такое назначение не произошло не из-за отсутствия у украинского чиновника дипломатического опыта, с одной стороны из-за позиции России, а с другой из-за нежелания Казахстана лишний раз раздражать агрессивного соседа.
В мае этого года украинские СМИ писали, что категорически против назначения Гайдая в Казахстан выступала Россия и пыталась всячески заблокировать решение касательно экс-руководителя ОВА.
Ожидалось, что Казахстан должен был согласовать назначение Гайдая после состоявшихся 19 марта 2023 года внеочередных парламентских выборов, однако этого не произошло. Вопрос был поставлен на паузу как раз после визита президента Казахстана Касим-Жомарта Токаева в Москву 9 мая и его встречи с Путиным.
Поэтому, скорее всего, в истории с командировкой Гайдая в Казахстан в Офисе президента решили окончательно поставить точку и подыскали ему новую, но достаточно понятную должность.
Как утверждают собственные источники RegioNews, уже в ближайшее время Сергея Гайдая должны назначить руководителем Запорожской области – региона, где фокусировался основной удар украинского контрнаступления и испытавший наибольшую экологическую катастрофу времен независимой Украины.
Назначение Гайдая именно в это время выглядит достаточно логичным шагом, особенно если учитывать недавние заявления двух высокопоставленных украинских руководителей. Первая – о переходе к позиционной войне, о которой недавно в своей громкой статье писал главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Вторая – о необходимости строительства на всех линиях обороны полосы укреплений, чтобы защитить уже освободившиеся территории и наладить нормальную жизнь, о чем говорил премьер-министр Денис Шмигаль.
В принципе, Гайдай подходит под эту задачу. На реализации инфраструктурных проектов он "набил руку" во время "Большого строительства". Он вместе со своим коллегой, тогда руководителем Донетчины Павлом Кириленко, считались передовиками "ВБ" и часто делили 1-2 места в закрытом рейтинге регионов по масштабам и темпам воплощения президентской программы.
К тому же государство всячески пыталось сделать Луганщину и Донетчину в определенной степени "витринными" областями и продемонстрировать контраст с террористическими квазигосударственными образованиями "ДНР" и "ЛНР". Поэтому в Луганской и Донецкой областях активно вливали средства госбюджета и зарубежных партнеров. Поэтому опыт работы с государственными и международными инвестициями у Гайдая среди других "губернаторов" едва ли не самый большой, что явно пригодится в процессе восстановления области и города.
Да и в конце концов назначение Гайдая хороший повод подразнить россиян, которого те не возлюбили еще со времен его работы в Луганской области.
Читайте также: Сергей Гайдай: досье