Regionews объясняет, почему этот языковой скандал является более опасной проблемой, чем просто очередной перепалкой в соцсетях.
Скандал начался в программе "Рандеву с Яниной Соколовой", где Фарион и ведущая обсуждали языковой вопрос. Именно тогда языковед заявила, что в Украине "не существует русскоязычного населения, есть украинцы, а есть кацапы". Соколова, в свою очередь, заметила, что в армии и непосредственно на фронте некоторые военные говорят по-русски, в том числе и бойцы полка "Азов" и 3-й отдельной штурмовой бригады.
Фарион на слова журналистки ответила, что категорически этого не принимает, поскольку общение на русском – это нарушение армейской дисциплины, а если в армии нет дисциплины, тогда "это сброд".
"Я не могу назвать их украинцами. Если они не говорят на украинском языке - то пусть себя назовут "русскими". Почему они такие очумеліе? Если они такие великие патриоты - покажите свой патриотизм. Ну что это за фигня - воевать в украинской армии и говорить на русском языке!", – высказалась Фарион.
Она призвала военных выполнять закон, учить язык и "прекратить придумывать отмазки": "Соблюдайте, ребята, закон, и тогда будет победа. Иначе будут арестовичи, иначе будут бойки, иначе будут таксисты".
Позже, в дополнение к интервью, Фарион написала в своих соцсетях, что "воевать за Украину – это не заслуга, а долг", а также назвала русскоязычных защитников "москворотыми" и "позорящими ВСУ".
Бывший командир полка "Азов", заместитель командира 3-й ОШБр Максим Жорин ответил Фарион: "Никто тебе не давал права открывать рот в сторону бойцов Азова, Третьей штурмовой или любого другого подразделения украинской армии. Поэтому просто иди ты нах*й!". Причем это сообщение Жорин опубликовал специально для Фарион на русском языке.
Командир подразделения ТрО "Химера" Александр Капшин призвал расследовать деятельность "этой злокачественной пропагандистки" и не подпитывать "языковой срач".
"Печально известная Фарион пробила очередное дно. Ей все равно на то, что мы еще не выиграли войну, что сейчас главное единство общества перед зимой. Но она продолжает заниматься любимым делом - делит украинцев на разные сорта", - уверен командир.
После высказываний Фарион во Львовской политехнике, где она преподает, на одном из корпусов расклеили листовки с призывом уволить языковеда. "Фарион – прочь из политехники", "Почему в политехе до сих пор работают порочники чести украинских воинов?". Политехника позже предоставила официальный комментарий и заявила, что не несет ответственности за высказывания работников и студентов вне университета. Со своей стороны Министерство образования и науки поддержало требования студентов не сотрудничать с людьми, которые не уважают защитников и защитниц Украины, а также подчеркнули, что решение о назначении и увольнении работников принимает сам вуз.
Отреагировал на скандал и уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец. Он обратился в Национальную полицию Украины, СБУ и Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания по поводу дискриминации. Омбудсман также призвал публичных лиц сознательно относиться к идеям и взглядам, которые они транслируют, а медиа – быть ответственными к распространяемой информации.
На самом деле глобально заявления Ирины Фарион не нуждаются в значительных и долгих рефлексиях. Ее имя уже давно равно слову "скандал". Однако беспокойство вызывает тот факт, что языковой вопрос начал все чаще подниматься в информационном пространстве.
Здесь уместно упомянуть также недавний скандал в Киеве. Водитель такси компании Bolt, как отметила одна из пассажирок, отказался обслуживать ее на государственном языке, как этого предусматривает закон. А на вопрос, почему он отказывается общаться на украинском, заявил, что они – "больные люди". Позже таксист записал видео и поблагодарил за поддержку. Самое интересное, что на этот раз говорил он по-украински, хотя это очевидно давалось ему тяжело.
За мужчину вступился народный депутат из запрещенной ОПЗЖ Юрий Бойко и экс-советник Офиса президента Алексей Арестович, о попытке которого идти в политику недавно писал RegioNews. "Ищу контакты таксиста Bolt, которого уволили по факту нападения языкового Талибана. Отзовись, друг, хочу выплатить тебе компенсацию, на время поиска новой работы", – написал Арестович в своих соцсетях, чем вызвал немалую волну общественного возмущения.
Казалось, что с началом полномасштабного российского вторжения в Украину сформировался определенный языковой консенсус. Все согласились с тем, что украинский необходимо максимально распространять, а использование русского языка как минимум в публичном пространстве стало проявлением моветона и неуважения к защитникам и защитницам. Заговорили на государственном даже те люди, от кого этого никто не ожидал, например, мэр Харькова Игорь Терехов.
Однако сейчас становится ясно, что снова появился определенный пул людей, начавших спекулировать на языковом вопросе и использовать давние пророссийские нарративы. Трудно сказать, с какой целью Фарион продолжает торпедировать эту тему, однако то, что Россия подпитывает конфликты на языковой основе для внутренней дестабилизации, сомнений нет. И в этом ей помогают и Арестович, и, как ни странно, Фарион.
Хотя их взгляды максимально отличаются, однако оба они, по сути, работают в канве российских нарративов. Если первый - это типичный защитник "угнетенных русскоязычных" украинцев и проводник, пусть и несколько закамуфлированных путинских идей об "одном народе", то вторая - своим экзальтированным и радикальным подходом к защите "духовно-национального феномена" украинского языка и категорическим невосприятием неминуемых последствий русификации воплощает в жизнь рисованный русской пропагандой карикатурный образ "невменяемого бандеровца". А это никак не способствует объединению, и явно играет на руку врагу.