Что было до этого? Цена для населения перекрывала исключительно доставку электроэнергии. Доля производителей в тарифе равнялась "нулю". То есть, государственные компании производили электроэнергию, отдавали ее в сеть и ничего за это не получали. Де-факто.
И да, именно государственные компании. Как вы думаете, кто за это платил?
Условному Ахметову плевать с высокой колокольни на то, сколько платит население. Его волнуют цены на рынке промышленности. Так как именно так формируется тариф, по которому ДТЭК продажа электроэнергии в систему. А вот тарифы для населения были важны для государственных компаний.
А тут еще случились российские атаки на генерацию. В том числе государственные ТЭЦ и ГЭС. Которые нужно восстанавливать. И на это нужны деньги.
Не говоря уже о том, что с такими смешными тарифами никто не собирался экономить электричество. Все призывы экономить остались без ответа. Такова уж человеческая натура. А дефицит в системе никуда не денется в ближайшие несколько лет. Более высокая цена должна привести к сокращению потребления. Так работает экономика.
И да, дефицит настоящий. Никакого экспорта сейчас нет, чтобы об этом не писали в чатиках ОСМД или не рассказывали таксисты. Экспорт был, когда в системе был профицит. Но с русскими атаками он исчез. Пришел дефицит. И импорт на всю мощность вместе с ним. Импорт из ЕС, кстати. Где стоимость электроэнергии намного выше.
Конечно, если вы проспали российские атаки, вам можно позавидовать. У вас отличный сон. И вы третий год войны можете игнорировать факт войны. Но это не изменит дефицит. И не меняло ситуацию с нехваткой средств у государственных компаний.
И да, конечно, там есть коррупция. Но это не изменяет ситуации, что для ремонта нужны деньги. И что тариф должен быть рыночным. И что система должна работать. Потому что можно сколько угодно говорить, что пока в государственных компаниях есть коррупция, нельзя повышать тариф. Но тогда в один день вы окажетесь в темноте, но с низкими тарифами. И принципиальной позицией. Правильный метод – рыночные тарифы и давление на власть, чтобы они боролись с коррупцией. И чем ближе тарифы к рыночному уровню, тем больше у общества стимулов долбить власть и не спускать кражи.