Виталий, какие вызовы ждут нынешнюю власть в 2024 году?
Мы стоим на пороге политического кризиса. Мы видим линии напряжения между центральной властью и местной. Ведь даже в той же Национальной стратегии доходов предполагается забрать у местных властей абсолютно все финансы, а не только НДФЛ из зарплат военных. И все это в ручном режиме распределять. Сейчас и без того военные администрации фактически в ручном режиме распределяют бюджеты, практически отстранив местные советы от этого процесса, забирая деньги из городов. Идет выемка бюджета.
Некоторые руководители местных властей пытаются об этом заявлять, но им сразу устраивают "маски-шоу". Посмотрите, как произошло, например, с мэром Чернигова (Владислав Атрошенко отстранен судом от должности. По мнению суда, городской глава виноват в коррупции, ведь предоставил жене служебную машину для выезда за границу в начале полномасштабного вторжения, а затем сам поручил водителю вернуть автомобиль в Украину – ред.). Об этом говорят и мэр Киева, Львова и Днепра, проявляющие определенную политическую самостоятельность. Поэтому я считаю, что политический кризис в Украине уже в апреле-мае проявится максимально.
В последнее время, кстати, бизнес жалуется на колоссальное давление правоохранителей, как раз на упомянутые "маски-шоу".
Посмотрите на заявление движения "Манифест-42" (общественное движение, созданное бизнесом для защиты от произвола тыловых силовиков, чиновников и судей – ред.). Мы видели и читали материалы о предзабастовочной готовности бизнеса после задержания бизнесмена Игоря Мазепы. И мы снова читаем об усилении давления на бизнес и, так сказать, его "кошмаринге", а потому я не исключаю, что эта забастовка все же может состояться. Даже в условиях военного положения.
Не забывайте еще о недоверии к мобилизационным мерам. В общем, принудительная мобилизация вызовет саботаж и сопротивление, а ответы, как избежать этого, власть не дает. Она только предлагает новые ограничительные меры и всяческие запреты для граждан. Поэтому все это скажется и проявится в политическом кризисе.
Не менее весома будет и ситуация в экономической сфере.
Конечно! Очевидно, что мы вынуждены будем "затягивать пояса". Если почитать Национальную стратегию доходов до 2030 года, одним из идеологов которой является председатель Комитета Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетьманцев, то предлагается полная фискализация всех экономических процессов в стране, а это все ударит по среднему бизнесу и микробизнесу. Собираются фактически обложить налогом все, что только можно, вплоть до транзакций на карточках.
Философия Гетманцева – наполнение бюджета любым способом. Более 3 трлн гривен, заложенных в государственном бюджете, власти хотят взять прежде всего из "выжимания соков" из граждан. Все то, что было не обложено налогом, или находилось, скажем так, в серой зоне, собираются обложить налогом и вести в белую. А фактически это убивает любую предпринимательскую активность, поскольку ревзязываются руки фискальным органам, и это делает их сверхмощными в Украине. Все это будет влиять на рейтинги власти и самого президента.
Не секрет, что Валерий Залужный уже долгое время является серьезным раздражителем для Офиса президента и возможным политическим конкурентом Владимиру Зеленскому. Как, думаете, решится ли бывший главком пойти в политику? Потому что сейчас, он хотя и не подтвердил, но и не опровергал такие намерения.
Валерий Залужный уже находится в большой политике. На самом деле его туда вытолкнула Банковая, а разные группы "порохоботов" и других создали из него политическую фигуру. И даже если Залужный будет молчать и ничего не делать, то само по себе это молчание уже будет создавать определенные политические волны. Поэтому, мне кажется, рано или поздно ему придется определяться.
И какую позицию он выберет, как вы думаете?
На данный момент я не вижу у него готовности к какому-либо собственному политическому проектированию, но это не значит, что оно не появится позже. Мы слышим разные группы интересов, которые могут его поддержать, и на нем пытаются уже паразитировать существующие политические силы. Хотя сказать, что Залужный является сторонником, например "Европейской Солидарности", нельзя. Но все возможно, любой альянс возможен. Все может измениться после мая. Мы можем увидеть другую конфигурацию и даже другие политические силы, которые появятся и могут заявить о себе. И там Залужный может найти себя, а может и не найти.
И что будет с рейтингом Валерия Залужного до тех пор, как он все-таки определится?
Рейтинг доверия населения к бывшему главкому остается высоким. Можно, конечно, прогнозировать, что со временем этот рейтинг доверия будет снижаться, но помним, что образ Залужного – это образ генерала победы, ведь именно с его именем связывают победы 2022 года. В то же время, некоторую пробуксовку контрнаступления в 2023 году наоборот – не очень связывают с его фамилией. Все это позволит долго сохранять инерцию высокого уровня доверия к Залужному.
Возможны ли кадровые ротации в Кабмине как следующий шаг после замены всего руководства ВСУ?
Изменения в военном руководстве должны были сопровождаться изменениями и в Кабинете министров. Говорилось о большой перезагрузке. Однако, насколько я понимаю, для того чтобы эти перезагрузки произошли, нужно, чтобы изменилась сама концепция Кабмина. Сейчас господин Шмигаль работает в правительстве Зеленского. Кабмин не коллегиальный орган, а управляется с Банковой. Для того чтобы перезапустить Кабмин нужно с ним немного поделиться властью и полномочиями. Банковая этого не желает. Поэтому нет и никакого смысла производить перезагрузку. Поменять нескольких министров – это ничего не решает, и никакая это не перезагрузка. Но не исключаю, что в апреле-мае, когда политический кризис захлестнет страну, мы увидим серьезные процессы в Верховной Раде и отсутствие результативного большинства для голосования. Может быть даже формирование нового парламентского большинства, обострение противостояния между центром и местным самоуправлением, а еще – акции протеста. В таком случае возможна перезагрузка правительства. Но будет ли это вовремя, не будет ли это поздно?
На фоне политического кризиса, о котором вы говорите, возможно ли проведение выборов в Украине?
Если мы зайдем в этот кризис с определенными политическими решениями, не воспринимаемыми обществом, то будет усиливаться недоверие к власти. Тогда следующим шагом, как последний аргумент, может быть и объявление выборов.
И президентских, и парламентских?
Я не знаю, какой сценарий и какую модель власть выберет для себя. Следует еще учитывать, что будет показывать социология. Но такой вариант возможен. Опять же, как это будет воспринято обществом. Я напомню, что к концу 2023 года значительная часть граждан, а именно 56%, были против проведения выборов. И это не потому, что они были против проведения выборов как таковых во время войны. Граждане просто считали, что не будет соблюден принцип конкурентности политических сил.
Однозначно появятся новые политики. К настоящему моменту все, кто мог бы о себе заявить каким-либо образом, то они либо на фронте, либо не проявляют себя в силу того, что это будет фальстарт. Очевидно, что мы увидим и старых политиков, пытающихся вернуться. Тот же Олег Ляшко делает миллионные просмотры в социальных сетях. Вполне возможно, что он будет претендовать на какую-нибудь роль. Я не исключаю переформатирование Юлии Тимошенко в какой-нибудь новый политический проект на базе "Батькивщины". Не стоит сбрасывать со счетов Петра Порошенко, ведь у него достаточно стойкий электорат. В среде "Слуги народа" также проходят определенные процессы. Там несколько групп интересов, скорее всего, объединятся в отдельные проекты. Та же партия Дмитрия Разумкова будет активно развиваться сейчас. То есть политическая среда находится в предстартовой готовности. Как только будет разморожен политический процесс, мы увидим достаточно много новых проектов и бурную политическую жизнь.