Надеюсь, что такие мероприятия будут проходить и дальше, хотя и злоупотреблять ими не стоит. У Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины есть немало других, прямых и гораздо более важных обязанностей.
Главная тема этой пресс-конференции – законопроект о мобилизации. Сейчас это еще и самая резонансная тема для СМИ и социальных сетей. Очень важно, что Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины высказал свою публичную позицию по этому вопросу. Проблема в том, что дискуссия на эту тему приобретает не совсем правильную тональность. Очевидно, что законопроект сырой и в определенной степени эклектичный, в нем есть, мягко говоря, некоторые неоднозначные нормы, которые и привлекли к себе наибольшее внимание. Очевидно, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Но акцент следует делать не на отдельных контрверсионных нормах этого законопроекта, а на его сути и всеобщей идеологии.
Именно поэтому выскажу несколько принципиальных тезисов не о самом законопроекте, а о дискуссии вокруг него.
Тезис первый – У нас нет другого выхода, кроме построения системы достаточно эффективной мобилизации. На сегодняшний день такой системы нет. Не было ее и в прошлом году при "старых" (бывших) военкомахах. Планы мобилизации были провалены еще в прошлом году. Ядро сил обороны, которые защищают сейчас страну, составили добровольцы. Если в Украине не будет достаточно массовой и эффективной мобилизации, то на фронте и у нас у всех будут достаточно серьезные проблемы. Тогда не только придется забыть мечту о победе, и выход на границы 1991 г., будет очень трудно удерживать даже нынешние оборонительные позиции. В Украине нужно проводить текущую мобилизацию для того, чтобы поддерживать нашу обороноспособность в противостоянии с врагом, имеющим гораздо больший мобилизационный потенциал. Поэтому целесообразность закона о мобилизации не вызывает сомнений. Медлить с этим законом нельзя. Но он должен быть тщательно проработан и направлен именно на формирование системы эффективной мобилизации.
Во-вторых. Есть ли альтернатива мобилизации? Есть - поражение в войне и трагедии Бучи и Ирпеня в масштабе всей страны. Если кто-то наивно считает, что достаточно предложить Путину мир и, например, отказ от НАТО, и он сразу согласится на это, то ситуация будет прямо противоположной. Кремль тогда почувствует нашу слабость и захочет не частичных уступок, а всю Украину в целом. К миру, даже к соглашению о прекращении военных действий, Путина еще нужно заставить. И сделать это можно только военным путем. И это невозможно без дополнительной мобилизации.
В-третьих. Надо немедленно прекратить популистский политический футбол, когда разные государственные институции, отдельные государственные деятели и политические партии пытаются переложить политическую ответственность за непопулярные решения на кого-то другого. Это ложный и порочный путь. Это проявление классического политического популизма в худшем виде. Не случайно некоторые парламентские фракции уже заявляют, что не будут голосовать за этот законопроект. Журналисты уже задают вопрос о том, как этот законопроект повлияет на рейтинги Зеленского, Залужного, отдельных партий. Ответ очень прост – повлияет отрицательно. Но сейчас нужно думать не о рейтингах, а о будущем страны. Если завтра или послезавтра некому будет воевать за страну, и враг снова будет возле Киева, то все эти рейтинги потеряют всякий смысл. Для всех без исключения.
Поэтому главный вывод – доработанный законопроект о мобилизации должен быть общим государственным законопроектом (пусть формально и от Кабмина), который должны публично поддержать Президент Украины Владимир Зеленский, Командующий ВСУ Валерий Залужный, весь Кабмин персонально (включая М.Федорова), моно-большинство и оппозицию. Соответственно и доработать его нужно вместе, но без популистских игрищ, так чтобы процесс мобилизации наконец-то стал действенным и восстановил наш оборонный потенциал.