Украинские власти, конечно, пытаются с этим явлением бороться, усилив контроль за пересечением границы. Впрочем, не забывает государство и тех, кто все же сумел уехать, и генерирует разные идеи, как их вернуть в Украину или наказать.
RegioNews собрал все предложения представителей власти по поводу наказания военнообязанных беглецов и попытался разобраться, почему такие идеи в большинстве случаев – обычный популизм и ни к чему не приводят.
Военный учет за границей
На самом деле пребывание за границей никак не освобождает украинских граждан от воинского долга, по крайней мере, формально. Украинское законодательство предусматривает, что в случае выезда за пределы Украины сроком более трех месяцев военнообязанные в семидневный срок должны становиться на военный учет в украинских дипломатических учреждениях, которые в свою очередь должны "способствовать возвращению военнообязанных и резервистов в Украину в случае проведения мобилизации и военное время".
За нарушение правил военного учета предусмотрено административное наказание в виде штрафа на довольно незначительные по нынешнему времени суммы, а за уклонение от военного учета (т.е. за не постановку на учет после предупреждения) уже предусмотрена уголовная ответственность и наказание от штрафа на гораздо большую сумму к исправительным работам сроком до года.
В конце концов Уголовный кодекс предусматривает и реальный тюремный срок от 3 до 5 лет за "уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации". Но, чтобы попасть под действие этой статьи, нужно быть на военном учете, пройти ВКК и получить повестку для отбытия в войска, что с людьми, выехавшими за границу, случиться никак не может.
Собственно, и оштрафовать человека за нарушение правил военного учета во время его пребывания за границей также невозможно. Следовательно, по действующему законодательству все, что угрожает тем, кто сумел уехать за границу – это штраф за нарушение правил военного учета, который может быть наложен только по их возвращении в Украину.
Ну а если военнообязанный уехал из страны незаконно, то его по возвращении могут привлечь к административной ответственности за незаконное пересечение границы, но только если он вернулся в течение 6 месяцев после незаконного выезда, ведь срок давности до привлечения к ответственности за это всего шесть месяцев .
Так что действующее украинское законодательство каких-либо серьезных возможностей для привлечения людей, за рубежом избегающих мобилизации, не имеет. По крайней мере, пока, но представители власти постоянно предлагают идеи, как поменять законодательство, чтобы это стало возможным.
Как предлагают наказывать уклонистов
За последние полгода было достаточно много заявлений от представителей власти, как все же наказать военнообязанных, покинувших пределы Украины, а затем не вернувшихся.
Последняя такая инициатива произошла в сентябре, когда нардеп от "Слуги народа" Георгий Мазурашу зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, согласно которому все мужчины, выехавшие за границу после 24 февраля 2022 года, должны будут оплатить на спецсчет по 25 тысяч 890 гривен за каждый месяц своего пребывания за пределами Украины, если они не представят законное подтверждение отсрочки от военной службы на время военного положения. Не сложно подсчитать, что выехавшие из страны в первые дни вторжения уже нагуляли за границей минимум на полмиллиона гривен штрафа. У большинства украинцев, конечно, таких средств нет, а значит, они уже в принципе не будут рассматривать возможность возвращения на родину. Разумеется, шансов на принятие у этого законопроекта особо нет.
Вместе с тем, несколько месяцев назад глава фракции "Слуга народа" в Верховной Раде Давид Арахамия вообще говорил, что всех мужчин, выехавших за границу с помощью поддельных справок, нужно экстрадировать обратно в Украину.
Мол, такие украинцы потратили уже миллионы долларов, давая взятки за изготовление этих поддельных справок. Тогда же он называл стоимость за то, что военнообязанному сделают справку, что он временно непригоден к военной службе, что дает право выехать за пределы страны. По словам Арахамии, такая справка "стоит" от 3 до 15 тысяч долларов.
В свою очередь после того заявления Арахамии даже министр юстиции Денис Малюска говорил, что экстрадировать уклоняющихся от мобилизации украинцев очень сложно, ведь иностранные правоохранительные органы очень скептически к этому относятся.
Со своей стороны, представитель президента в Верховной Раде и член комитета парламента по национальной безопасности и обороне Федор Вениславский тогда говорил, что нет юридических процедур для массовой экстрадиции украинских уклонистов.
А вот, например, глава МВД Игорь Клименко в начале октября в интервью заявлял, что все выехавшие за границу мужчины в основном сделали это нелегально. Например, по уточнениям Клименко, это могла быть нелегальная командировка за границу, или же нелегально с помощью документов от военно-врачебной комиссии или вообще через систему "Шлях". Министр допускает, что после возвращения таких мужчин в Украину, их может ожидать штраф, но если выезд проходил по поддельным документам, то за это уже – уголовная ответственность. Впрочем, кажется не слишком вероятным, массовые расследования выдачи каждой конкретной справки и доказывания в судах незаконности каждой. Так что перспектива массового привлечения уклонистов к ответственности за подделку документов по их возвращении выглядит также несколько фантастически.
Еще одна идея, которая гуляет среди украинских политиков – лишать гражданства выехавших за границу военнообязанных. Это даже прописывалось в законопроекте авторства того же Мазураша вместе с другими депутатами, зарегистрированным еще весной 2022 года. В нем указывалось, что граждане, которые во время военного положения, будучи в статусе военнообязанных, выехали за пределы страны и не вернулись назад в течение 30 дней, они могут быть лишены гражданства Украины.
Кроме того, в Верховной Раде еще зарегистрированы сразу два законопроекта, имеющих отношение к мужчинам, которые либо уже за границей, либо пытаются ее пересечь.
Следовательно, еще в марте 2022 года был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины по уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы с нарушением требований нормативно-правовых норм в особый период или во время действия правового режима военного положения. Впрочем, до сих пор этот законопроект не проголосован. Хотя был включен, например, в повестку дня заседания парламента, которые проходили в октябре этого года.
Проект Закона предлагает ввести новую статью в Уголовный кодекс, установив уголовную ответственность для граждан Украины, а также должностных лиц Государственной пограничной службы за незаконное пересечение государственной границы в особый период или во время действия правового режима военного положения. Наказание предусматривалось в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Впрочем, в законопроекте было прописано, что если гражданин Украины, который незаконно пересек границу во время военного положения, в течение 10 дней вернется в Украину после вступления в силу всех этих изменений, то он освобождался бы от уголовной ответственности.
Но здесь стоит отметить, что такой законопроект прямо противоречит конституционной норме, по которой закон не имеет обратного действия во времени. То есть нельзя привлекать к ответственности человека за любой поступок, который на момент совершения не считался преступлением.
Еще одна идея, которую пытались реализовать украинские законодатели – это законодательно заставить уехавших мужчин вернуться в Украину. Так, весной 2022 года был зарегистрирован еще один законопроект авторства Федора Вениславского и других депутатов от "Слуги народа", предлагавший внести изменения в Уголовный кодекс и Закон "О правовом режиме военного положения". Предлагалось установление ответственности за невыполнение требований закона о возвращении в Украину после введения военного положения в Украине.
Разработчики законопроекта предлагали ввести обязанность вернуться в Украину, а если это не выполняется, всем таким лицам — уголовная ответственность.
Проектом закона даже предлагалось ввести новую статью в закон "О правовом режиме военного положения". Речь шла о том, что все граждане, по закону подлежащие призыву на военную службу во время мобилизации, а также члены Кабмина, различные чиновники, нардепы, мэры, сельские головы, правоохранители, судьи, прокуроры, находящиеся за границей, должны вернуться в Украину при введении военного положения. Исключением могли быть только уважительные причины. Также, согласно законопроекту, предлагалось ввести уголовную ответственность за невыполнение требований по возвращению в Украину всех вышеупомянутых лиц.
Почему все эти инициативы оказались популизмом
Как видим, идей, как наказать беглецов за границу, было предостаточно, но ни одну из них до сих пор не претворили в жизнь, на что есть несколько вполне объективных причин. Дело в том, что осуществить массовое наказание уклонявшихся оказалось гораздо сложнее на практике, чем в мыслях законодателей. Добиться экстрадиции от стран ЕС, выехавших за границу, практически невозможно, а к тому же требует расследования и судебного решения по каждому конкретному такому случаю в Украине, что требует человеческих и организационных ресурсов, которых в воюющей стране просто нет.
Наложение явно неподъемных штрафов, уголовные наказания "задним числом" или лишение уклоняющихся гражданства приведут только к одному – уехавшие уж точно никогда в Украину не вернутся. И это серьезная проблема, которую, похоже, поняли даже те, кто громче других предлагал наказывать беглецов.
Так, представитель президента в Верховной Раде и член комитета парламента по национальной безопасности и обороне Федор Вениславский, который сам был соавтором некоторых упомянутых нами законопроектов, в последнее время прибег к совершенно другой риторике.
К примеру, недавно он в интервью журналистам говорил, что в последнее время от мыслей наказывать беглецов вообще отказались. Мол, это могло бы вообще отбить желание у большей части украинцев за границей возвращаться домой, что в будущем может привести к демографическому кризису в стране.
В конце концов, оказывается, что все инициативы чиновников наказывать убегающих от мобилизации за границу оказались скорее популизмом, призванным с одной стороны показать высокую патриотичность самих инициаторов таких наказаний, а с другой – это попытка хоть как-то побуждать тех, кто уехал вернуться под страхом возможного наказания, утраты гражданства или имущества, но явно бесполезная и бесперспективная. В конце концов на сегодняшний день понятно только одно: какого-то действенного механизма влияния на военнообязанных, выехавших за пределы Украины и не вернувшихся, у власти фактически нет.