RegioNews попытался разобраться, откуда у бывшего советника такая дерзость и есть ли у него серьезные политические перспективы.
В последнее время поток критики Банковой от Арестовича почти не останавливается и все дальше становится все более жестким. Арестович обвиняет власть в стратегических военных просчетах, подавлении гражданских и политических свобод и поощрении коррупции. По его мнению, руководство Украины "истощило предел компетенции, загнало ситуацию в тупик и продолжает настаивать на своей ошибочной политике. Оно ведет нас к катастрофе".
Если полтора года назад Арестович говорил о 2-3 неделях войны и никак не сомневался в украинской победе, то сегодня он призывает признать, что "ни о каких границах 1991 года и речи не может идти".
Комментируя ситуацию на фронте, бывший советник, заявляет, что руководство страны распылило силы ВСУ, бросая их на штурм "кучи оставшегося от Бахмута щебня". По его мнению, сконцентрироваться нужно было на юге, чтобы прорваться к Азовскому морю и перерезать сухопутный коридор россиян в Крым. Параллельно на других участках фронта необходимо было возводить линии обороны, подобные русским. Но ни того, ни другого власти не сделали, чем обнулили шансы на успешное контрнаступление ВСУ, считает Арестович, уточняя, что ответственность за ситуацию на фронте несут не военные, а именно политическое руководство государства. То есть персонально Зеленский.
Кроме того, по мнению Арестовича критикует власть за массовую коррупцию, выступает в защиту русского языка в Украине и обвиняет Банковую в построении "внутренней тирании". Буквально накануне, комментируя последнюю громкую статью журнала Time, Арестович прямо и публично назвал Владимира Зеленского "оставленным всеми бродящим по углам бункера диктатором, не желающий взглянуть в глаза реальности и истерически восклицает о скорой победе, достичь которой он не может".
Единственным выходом очистить власть от некомпетентных политиков и привести к рулю новые силы, которые способны принимать решения, соответствующие реальной обстановке, он видит проведение выборов, явно намекая, что этой новой силой будет он сам.
Понятно, что столь жесткая критика со стороны Арестовича вызвала и ответную реакцию Банковой, которую озвучил секретарь СНБО Алексей Данилов. Последний более чем ясно намекнул, что Арестович работает в интересах России, которая планирует создать в Украине новый политический проект, нацеленный на остатки пророссийски настроенных граждан. И хотя Данилов прямым текстом Арестовича не назвал, но использовал понятный всей Украине эвфемизм об "актере-разведчике", который продвигает "на русском языке русскую повестку", раздает советы как воевать ВСУ, выдает фальшивые инсайды о "конфликте" среди военно-политического руководства, призывает принять "хороших русских" и в конце концов намекает, что с россией необходимо договариваться.
И здесь нельзя не задуматься, а откуда сейчас у Арестовича такая смелость, ведь в последнее время и значительно менее агрессивно настроенные против власти украинские политики испытывают серьезные проблемы с правоохранителями – в СИЗО находится Игорь Коломойский, несколько оппозиционных мэров получили приговоры по обвинению в коррупции, открываются десятки уголовных дел в отношении киевских городских властей, которые напрямую бьют по потенциальному конкуренту Зеленского на возможных президентских выборах – Виталию Кличко.
Впрочем, все выглядит так, что сейчас Арестович находится там, где украинским стражам порядка будет трудно дотянуться до него. Еще раньше СМИ не раз писали, что Арестовича видели то в Италии, то в Австрии. Сейчас наши источники подтверждают, что в последнее время бывший советник ОП в Украине не живет. Так и может себе позволить столь жесткую антипрезидентскую риторику с прицелом на будущие выборы.
В одном из интервью Арестович даже смоделировал свою инаугурационную речь с трибуны парламента: "Уважаемые депутаты! Через 10 лет я построю вам страну, которой будет завидовать весь мир. Вы сами себе будете завидовать. Наш народ заслужил счастья, будущего, надежды, на состояние, на освобождение творческих сил… Но те, кто хочет этому помешать, лучше не становитесь на моем пути".
Звучит очень похоже на избирательную риторику самого Зеленского образца президентских выборов 2019 года. Впрочем, несмотря на мечты Арестовича об инаугурационной речи, говорить сейчас всерьез о его шансах на президентство никак не приходится. Данилов не менее прав в том, что охарактеризовал Арестовича как авантюриста. Весь его жизненный путь – от актерства в рекламе, заигрываний с "евразийцами" Александра Дугина и "Братством" Дмитрия Корчинского, рассказов о работе в ГУР до платных псевдонаучных "психологически-философических" курсов такую характеристику Данилова полностью подтверждает.
Так что и политический проект Арестовича – это еще одна очевидная авантюра, но теперь уже политическая. Из риторики бывшего советника также очевидно, что он нацелен на "осиротевший" после запрета ОПЗЖ и других пророссийских партий пророссийский электорат. Разве, Арестович окучивает молодых избирателей, разделяющих философию "какая разница", в отличие от ОПЗЖ и Партии регионов, чьи лозунги были направлены прежде всего на ностальгирующих по "совку" пенсионеров. Поэтому Арестович скорее всего нацелен на то, чтобы попасть в парламент, а затем "монетизировать" свое пребывание там.
И хотя расчет Арестовича вполне прагматичен, проблемой для него является то, что эта электоральная ниша постоянно сокращается. Если до 2014 года Партия регионов уверенно набирала около 30% голосов, то после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе пророссийская ниша сократилась до 10-15%, то теперь во время полномасштабного вторжения, когда регионы, где пророссийские настроения были распространены как можно больше, или находящиеся под оккупацией, или являющиеся зоной боевых действий, эта ниша стала еще существенно меньше. К тому же сложно спрогнозировать, когда состоятся выборы и сколько избирателей примет в них участие. Таким образом даже преодоление 5% барьера для возможного проекта Арестовича никто не гарантирует.
Еще один вариант для Арестовича – баллотироваться по мажоритарному округу, но и здесь не все может оказаться непросто. Ведь в большинстве округов в условно "пророссийских" регионах сейчас много военных, а многие местные жители оттуда уехали, что может сильно повлиять на результаты голосования. К тому же избиратели юго-востока традиционно тяготеют "голосовать за своих", то есть местных, а Арестович для них таковым не является и вряд ли станет.
Также до сих пор непонятно, найдет ли Арестович или его потенциальный политпроект финансирования для избирательной кампании. Арестович уверяет, что сам обеспечивает свою семью, но надеется, что уже во время избирательной кампании его поддержат многие граждане Украины. Типичная риторика политика, на практике в Украине не работающая. Так что пока выглядит так, что Арестович только пытается "продать" свое раскрученное лицо, но опять же, если кто и решит вложить в него деньги, то явно небольшие, учитывая все риски.
Так что пока Арестович может рассчитывать исключительно на собственные соцсети и некоторые каналы на YouTube. Доступ к национальному телемарафону и ряду топовых украинских онлайн-СМИ ему перекрыли, а только так называемой "фейсбучной популярности" для политкарьеры может быть явно недостаточно.
Таким образом, на сегодняшний день реальные политические перспективы для Арестовича не слишком велики, но он все равно остается для власти и лично Владимира Зеленского очень серьезным раздражителем. Его критика Зеленского звучит довольно громко, и апеллирует Арестович к тем настроениям в обществе, которых все дальше, тем будет больше. Ведь, кто бы что ни говорил, люди устают от войны, страха и постоянного напряжения и идея о "территориях в обмен на мир", к которой периодически апеллирует Арестович как к более или менее приемлемой в нынешних условиях, явно со временем будет приобретать больше сторонников.
К тому же попытки Банковой "закручивать гайки" и бороться с политическими оппонентами, в том числе используя правоохранительные органы, вызывает все большее беспокойство среди многих слоев населения, что делает ярлык "диктатора", который Арестович пытается повесить на Зеленского не безосновательными.
И хотя создание очередного пророссийского политпроекта – это стратегически путь в никуда, команде Зеленского следует понимать, что, несмотря на объединение общества вокруг власти во время войны, легкой политической жизни у них точно не будет.