Руководитель отдела организации пограничного контроля Западного регионального управления Госпогранслужбы Игорь Матвийчук на пресс-конференции рассказал, что даже при наличии всех разрешений пограничники могут отказывать в пересечении рубежа, передает RegioNews.
"Были водители, которые не имели ни одного подтверждающего документа, что едут за определенным грузом. В конце 2022 года в наше поле зрения попадали организации и фонды, водители которых не возвращались. Мы анализировали поездки и сформировали группы риска, начали вносить в ЕРДР информацию об организации незаконной переправки мужчин через госграницу. В результате этой работы начал уменьшаться поток водителей, которые хотели сбежать из страны", – говорит пограничник.
Как отметил пограничник, еще одной проблемной категорией являются водители грузовиков или пассажирских автобусов, которые выдают из себя таких водителей. ГПСУ отменило 52 разрешения на международные перевозки.
"Есть перевозчики, которые зарегистрировались после начала полномасштабного вторжения, получили лицензии на международные перевозки и начали отправлять водителей в одну сторону, давать транспортную лицензию и вносить в "Шлях". Делают это самостоятельно, у них есть личный кабинет перевозчика. Мы начали обращать внимание на наличие трудовых отношений с перевозчиком и обнаруживали организованные каналы. В этом году наши оперативные подразделения начали 104 производства по "Шляху" по невозвращению мужчин, объявили 121 подозрение и осудили семь человек", – сообщает Игорь Матвийчук.
С 16 марта 2022 через систему "Шлях" выдали 231 тыс. разрешений. Чаще всего это делало Министерство инфраструктуры – примерно 47 тыс. Игорь Матвийчук рассказывает, что обратиться туда может кто угодно.
"По областям, которые выдали больше разрешений – это Львовская и Волынская. По состоянию на март [в целом в Украине] через "Шлях" выдали 187 тыс. разрешений. То есть если первый год существования системы предоставляли более 13 тыс. разрешений в месяц, то сейчас это 6 тыс. То есть в два раза меньше. Учитывая эту тенденцию, Министерство инфраструктуры продолжает лидировать. В первую тройку входит Волынь и Закарпатье. Не Львовщина. Она имеет тенденцию к уменьшению. В первые 3-4 месяца полномасштабной войны Львовщина выдавала больше разрешений, потому что здесь были все волонтеры, которые обращались за разрешением во Львовскую ОВА", – говорит Игорь Матвийчук.
Он рассказал, что пограничники ежедневно отказывают в пересечении границы от 20 до 30 раз. По словам Матвийчука, один человек в день может попытаться пересечь несколько пунктов пропуска, поэтому ведомство считает только попытки пересечения.
"Количество случаев противоправного пересечения зависит от пассажиропотока. В 2023 году он был самым большим в июле-августе. Статистика у нас привязана к этому. Когда говорят о самых больших и частых нарушениях, то сегодня "Шлях" нас не сильно беспокоит. Он даже не в тройке лидеров. Есть люди, которые предоставляют документы, что они якобы многодетные, спортсмены или артисты. Организаторы [схем] постоянно обвиняют нас в новых ребусах, а мы пытаемся их решить", – говорит пограничник.
Он добавляет, что за девять месяцев 2023 года границу пересекли около 23 млн человек, из которых почти 21 млн - это граждане Украины. По словам пограничника, есть тенденция, что украинцы возвращаются домой.
Напомним, журналисты идентифицировали 2248 мужчин, которые сбежали из страны благодаря системе "Шлях" и обнаружили сотни общественных организаций и благотворительных фондов, причастных к бегству из страны мужчин призывного возраста.
Причастная к выезду через систему "Шлях" почти 200 мужчин призывного возраста, так и не вернувшихся в Украину, Наталья Муха оказалась близкой к семье главы Львовской областной военной администрации Максима Козицкого.