Что предлагает правительство
О том, что у громад планируют забрать "военный" НДФЛ, стало ясно еще летом – после резонанса, который вызвали неоднозначные, как для военного времени, закупки органов власти (чего только стоит скандал с закупкой для укрытий в Киеве барабанов и овощерезок), реконструкции стадионов и укладки новой брусчатки. Когда тему медийно начал подогревать и Офис президента, оставалось ожидать только документального оформления этой идеи.
Соответствующий правительственный законопроект поступил в парламент на прошлой неделе, а уже 20 сентября его приняли в первом чтении без изменений. Но, как отмечает ряд народных депутатов, документ ожидают изменения в пользу местного самоуправления.
В нынешней же редакции законопроект предусматривает, что с 1 октября этого года до конца 2024-го НДФЛ с зарплат военных будет полностью поступать в центральный бюджет. Речь идет о почти 120 млрд грн, которые не получат громады в случае принятие законопроекта. Для многих громад это более половины доходов бюджета.
Как заявил премьер-министр Денис Шмыгаль, средства пойдут на закупку и собственное производство оружия – 50% средств на дроны и 50% на военную технику.
Компенсировать громадам потерю "военного" НДФЛ обещают в виде дотаций: 21,1 млрд грн базовой дотации (ее выделяют ежегодно) и дополнительной дотации в 33,4 млрд грн. Средства Кабмин предусмотрел в проекте госбюджета на 2024 год.
Как скажется на местных бюджетах изъятие "военного" НДФЛ
Согласно самым свежим данным Центра экономических стратегий (ЦЭС), по состоянию на июль 2023 года местные бюджеты накопили профицит в размере более 80 млрд грн. Больше всего – у Киева, Харькова, Одессы, Днепра и Львова. На первый взгляд может казаться, что подобный излишек средств есть едва не у всех громад, но местные бюджеты на самом деле неоднородные.
Ведь подоходный налог уплачивается не по месту регистрации, жительства или службы военного, а по месту воинской части, к которой приписан солдат. Соответственно там, где большая концентрация воинских частей, там и выше поступления НДФЛ. На данный момент профицит более 10% имеют 904 из 1646 местных бюджетов. При этом 227 громадам средств не хватает.
Экономисты Центра смоделировали возможное влияние на громады изъятия "военного" НДФЛ из местных бюджетов. Оказалось, что количество громад с дефицитами бюджетов выросло бы до 543 – трети. Глубоко дефицитными стали бы 134 бюджета – на 100 больше, чем сейчас. Доходы местных бюджетов с большой долей вероятности упадут в среднем на 45-55%, ведь именно НДФЛ является главным источник наполнения местных бюджетов. Это действительно болезненный удар для всего местного самоуправления, а для некоторых общин, особенно прифронтовых и пострадавших от российской оккупации, потеря будет критической.
Логично, что местное самоуправление повсеместно выступило против такого правительственного законопроекта. Ассоциация городов Украины, мэры крупных областных центров и ряд местных советов приняли обращения к центральной власти с призывом отказаться от этой идеи. И их действительно можно понять.
Когда правительство рапортует о том, что после 24 февраля 2022 года резко возросли поступления от "военного" НДФЛ, то оно "забывает" указать главный факт, что количество военных возросло за счет гражданских. Все, кто сейчас платит "военный" НДФЛ, до мобилизации были учителями, продавцами, рабочими, служащими, предпринимателями, которые платили тот же подоходный налог с зарплат в местные бюджеты. То есть, "военный" НДФЛ в условиях полномасштабного российского вторжения стал бюджетообразующим фактором для громад, а не дополнительным ресурсом сверху.
Вследствие под угрозой может оказаться возможность громад помогать силам обороны. Хоть на центральном уровне эту помощь считают недостаточной, именно местное самоуправление продемонстрировало, что может оперативнее, чем Минобороны, закрывать базовые потребности военных на местах. Форма, пикапы, грузовики, рации, модульные казармы и даже дроны. Но вот на этом возможности и полномочия их заканчиваются. В том, что касается "тяжелой артиллерии", громады не в силах подменить государство.
Учитывая затяжной характер войны и замедление поставок западных вооружений, инициатива власти изъять "военный" НДФЛ, да и вообще полностью перейти на военный бюджет с 2024 года, целиком ложится в канву нынешней военной-политической обстановки. К тому же, в условиях позиционной войны в осенне-зимний период на первый план выходят ракеты и артиллерия, которая "поедает" тысячи боеприпасов в день. В этом контексте абсолютно логичными являются призывы представителей президентской вертикали о том, чтобы на период войны забыть о стадионах, брусчатке и других нецелесообразных расходах.
Правда, для многих станет неожиданность то, что капитальные расходы местных бюджетов составляют лишь 13%. Согласно данным Центра экономических стратегий, наибольшими статьями расходов остаются образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, медицина, а также сдерживание тарифов на коммуналку.
Мэры прифронтовых городов уже заявили о том, что принятие правительственного законопроекта поставит под угрозу восстановление разрушенной инфраструктуры, которое в большой степени финансируется за счет местных бюджетов. Главы других крупных городов отмечают, что изъятие НДФЛ будет настолько существенным, что им придется увольнять часть коммунальных работников, внедрять для них сокращенный рабочий день, переходить на почасовую подачу воды и экономить на освещении улиц.
Профильные ассоциации предлагают все же оставить НДФЛ в громадах, но зачислять их по месту регистрации или проживания военнослужащего, а не воинской части, в которой он приписан. Этот принцип поможет ликвидировать диспропорции между бюджетами громад.
Среди альтернативных вариантов – также оставить НДФЛ, но ограничить громадам направления закупок, установить минимальные лимиты на помощь военным или покупать военные облигации на остаточные средства местных бюджетов.
В любом случае, заберут ли НДФЛ в центральный бюджет или оставят громадам, в приоритет должны стать исключительно те расходы, которые приближают победу и решают критические вопросы.
В данной ситуации логичным будет совместный поиск оптимального решения, которое позволит не поставить под угрозу работу жизнеобеспечивающих сфер в громадах и при этом закрывать потребности обороны. Самое главное – никому не нужно забивать, что первый и единственный фронт – один, и он военный, без которого не будет ничего другого.