В социальных сетях не прекращается горячее обсуждение демонтажа советского герба с монумента "Родина-мать" в Киеве. Некоторые скептики считают, что 28 миллионов гривен, которые нужны на все работы по демонтажу советского символа и установке на его месте Трезубца, можно было бы потратить на более актуальные вопросы, например помощь армии.
RegioNews решил разобраться, как в Украине происходит процесс декоммунизации и почему до сих пор во многих городах страны до сих пор остаются советские символы, учитывая, что сама декоммунизация началась еще в 2015 году.
Минкульт просто выполняет пожелания граждан
Для начала следует отметить, что в Министерстве культуры и информационной политики, курирующем демонтаж серпа и молота на монументе "Родина-мать", заявили, что 28 миллионов гривен для этих нужд предоставили меценаты. Мол, из бюджета деньги не будут брать.
Более того, в Минкульте напоминают, что в свое время в "Дії" состоялось голосование за то, нужно ли демонтировать герб СССР с монумента и большинство голосующих выразили поддержку этому. Однако, не следует забывать, что разговоры о демонтаже серпа и молота шли еще задолго до полномасштабного вторжения России. Например, оживленная дискуссия по этому поводу была в 2019 году, но тогда все чиновники заявляли, что такие работы будут очень дорого стоить, а потому это не ко времени. Поэтому некоторых граждан и возмущает то, что до 24 февраля 2022 года денег на такие работы не было, а в самый разгар войны эти деньги нашли. И большинство не интересует заявление о том, что деньги от меценатов. Мол, меценатские средства все равно можно было передать на нужды защитников Украины. С другой стороны, полномасштабное вторжение России ускорило процесс декоммунизации по отношению к гербу СССР на монументе "Родина-мать" в столице. Как говорится, лучшего времени для этого не придумаешь.
В столице процесс декоммунизации происходит активно. Чиновники отчитываются, что из почти трех тысяч улиц, переулков, проспектов, бульваров, площадей уже переименован фактически каждый пятый объект, который имел название связанное с имперской политикой России и бывшего СССР.
Впрочем, здесь следует добавить ремарку. Во многих случаях переименование тех же улиц происходит только в официальных документах. Сейчас в столице множество переименованных улиц на домах которых до сих пор висят указатели со старыми названиями. Иногда это вызывает путаницу, ведь на карте указано новое название, а на самом доме — старое. В мэрии города же заявляют, что процесс замены табличек на домах достаточно дорогостоящий и на это нужны не только средства из городского бюджета, но и время.
Новый закон должен ускорить процесс переименования советских и русско-имперских названий
27 июля 2023 года вступил в силу закон "Об осуждении и запрете пропаганды российской имперской политики в Украине и деколонизации топонимии". Его украинцы уже назвали законом о деколонизации. Согласно ему, в Украине должны исчезнуть символы, изображения или памятники, связанные с российской имперской политикой. Более того, населенные пункты, улицы и площади, а также различные организации, названные в честь популяризировавших российскую колонизацию лиц, должны быть переименованы.
Фактически новый закон является продолжением закона о декоммунизации, который вступил в силу еще в 2015 году. Интересно, что по новому закону у местных советов есть шесть месяцев для того, чтобы избавиться от российских имперских названий в топонимах на территориях, подвластных этим советам. Однако разработчики закона заранее позаботились о том, как действовать в случае, если депутаты местных советов не захотят переименовывать населенные пункты, подпадающие под закон о деколонизации.
Ни для кого не секрет, что во многих местных советах, например, в восточной Украине многие депутаты являются сторонниками советского прошлого, представляя политические силы, которые до полномасштабного вторжения "топили" за Россию. Да и сейчас кое-где исподтишка продолжают эту работу. Поэтому чтобы такие депутаты не мешали переименовывать города и села в законе прописано, что в случае если за полгода депутаты не в состоянии переименовать, к примеру, город, это в одностороннем порядке может сделать городской голова.
Первый скандал с отказом депутатов переименовывать город с советским названием
Речь идет о городе Первомайском Лозовском районе Харьковской области, где местные депутаты уже во второй раз не поддержали переименование города, название которого является олицетворением советского прошлого и подпадает под закон о деколонизации. Все началось еще в апреле этого года, когда топонимическая комиссия Первомайского горсовета предложила местным жителям принять участие в голосовании по изменению названия города. Предлагалось переименовать Первомайский в Хлебодар или Добродар. 80% жителей проголосовали за название Добродар, но в конце апреля депутаты городского совета Первомайского не поддержали такое переименование.
27 июля именно в день вступления в силу закона о деколонизации на сессию горсовета снова был вынесен вопрос о переименовании Первомайского в Добродар. Впрочем, и в этот раз решение не было поддержано большинством депутатов. Мэр Первомайского уже заявил, что если повторные попытки до 27 января 2024 года не принесут результата, он своим распоряжением примет решение о переименовании, как это и разрешается законом.
Впрочем, для объективности следует сказать, что в Харьковской области есть населенные пункты, где переименование всего российско-имперского происходит полным ходом. В Северо-Восточном отделе Украинского института национальной памяти отмечают, что в громадах области более оживленно борются с названиями улиц и памятниками советского прошлого. Например, в том же городе Мерефа переименован целый ряд улиц. Здесь в честь писателя Максима Горького, очень активно работавшего на советскую власть, была названа улица, переулок, въезд, а еще 1-ый въезд и 2-ый въезд. Теперь все они называются в честь Александра Довженко. Та же история с советским партийным деятелем Луначарским, в честь которого в Мерефе была названа улица, переулок, 1-ый въезд и 2-ый въезд. Теперь все они носят название Независимости.
Как борются с советским прошлым в западной Украине
Скажем, в Ровно до сих пор есть места, напоминающие об СССР. Хотя, начиная с 2015 года, когда начал действовать закон о декоммунизации, здесь и были переименованы десятки улиц и демонтированы многие памятники советского прошлого. Сейчас эта работа продолжается. К примеру, в июле появился проект решения Ровенского горисполкома относительно обновления знаков и цифр на городских памятных знаках. Коммунальщики планируют демонтировать советские символы на Братской могиле советских воинов, которая находится на улице Киевской, 71. Кроме этого, на Памятнике борцам за свободу Украины, что на улице Соборной, 12-я, до сих пор есть советские звезды на постаменте. Их также планируют убрать.
К тому же, по данным активистов, в разных населенных пунктах Ровенской области до сих пор есть улицы с названиями Советская, Комсомольская и Пионерская, а также много улиц Первомайских.
На Львовщине до сих пор есть памятники и названия улиц, связанных с СССР, но и здесь работа продолжается. Например, в течение 2022 года во Львовской области было демонтировано почти 80 советских памятников, а за полгода 2023 — почти 40. Причем, общественные деятели предоставляют статистику, согласно которой Львовщина занимает второе место в Украине по темпам декоммунизации относительно памятников с началом полномасштабной агрессии России. К тому же на Львовщине по состоянию на начало лета 2023 было только около 40 улиц, которые нужно переименовать из-за их советских названий. По сравнению с другими областями это довольно хороший результат работы местных чиновников в борьбе с советскими названиями. В свою очередь, советских памятников по состоянию на начало лета по данным Львовской ОВА на территории области было около 200, но их должны демонтировать до конца 2023 года.
Лидером по декоммунизации является Закарпатская область. Только с начала полномасштабного вторжения России здесь было демонтировано более 110 советских памятников.
В Одесской области свои "танцы" с демонтажем памятников советским персонажам
Если демонтаж памятника Екатерине II в центре Одессы фактически опередил даже вступление в силу закона о деколонизации, то в других городах есть свои скандалы.
Фото: Офіційний сайт міста Одеса
Бывают случаи, когда чиновники всеми методами оттягивают ту же декоммунизацию. Так, в Белгород-Днестровском во дворе школы №2 стоит памятник Зое Космодемьянской. В советской пропаганде эта девушка занимала одну из ключевых фигур, ведь ей приписывали диверсионную работу против гитлеровцев в годы Второй мировой войны. Поскольку в 1941 году фашистские оккупанты казнили ее, то образ Космодемьянской эксплуатировался как синоним огромного самопожертвования ради советского государства. Поэтому это именно тот памятник, который должен быть демонтирован и как по закону о декоммунизации, так и по закону о деколонизации.
Однако на запрос общественных деятелей в городской совет Белгород-Днестровского им поступил ответ за подписью секретаря горсовета Александра Скалозуба, который говорит, что монумент Космодемьянской не имеет статуса памятника, а также на нем нет никаких надписей, кто эта фигура. Более того, городской чиновник ссылается на голосование профсоюзной организации школы №2, решившей, что никто монумент Зое Космодемьянской сносить не будет. То есть исходя из этой логики, если монумент или памятник, скажем, каким-то коммунистическим деятелям, не имеет официального статуса, то его можно и не убирать.
Переименование Кировоградской области следует ожидать до отмены военного положения
Как-то странно все выглядит, что Кировоградская область, которая находится в самом центре Украины, до сих пор называется в честь одного из коммунистических лидеров 20-30-х годов прошлого века Сергея Кирова. Его считают одним из организаторов массовых репрессий в СССР, в частности, и по отношению к украинцам. В июле 2016 года Верховная Рада приняла постановление, согласно которому Кировоград переименован в Кропивницкий в честь украинского писателя, театрального режиссера и актера Марка Кропивницкого.
Казалось бы, логично, что и Кировоградскую область тоже нужно было переименовывать. Однако до сих пор этого не сделано и у многих возникает вопрос, почему так долго тянут в Верховной Раде? Однако не все так просто в этой истории. Дело в том, что названия областей прописаны в Конституции Украины. Потому народные депутаты просто так не могут изменить то же название Кировоградской области, как это произошло с городом Кировоградом в 2016 году.
Хотя в 2018 году в парламенте рассматривался законопроект о переименовании Кировоградской области. И в том же году его даже направляли в Конституционный суд, чтобы там дали заключение о конституционности переименования области. В феврале 2019 г. КСУ признал конституционным стремление парламентариев изменить название региона. После этого началась президентская кампания 2019 года и нардепам было не до переименования Кировоградщины. После избрания Верховной Рады нового созыва в 2019 году у нардепов тоже как-то не доходили руки до переименования.
Хотя все, что требовалось от народных депутатов, имея на руках положительное заключение КСУ, — только принять законопроект о переименовании Кировоградской области в первом чтении 226 голосами, а на следующей очередной сессии собрать 300 голосов — конституционное большинство — и наконец довести дело до конца . Но воз и ныне там.
Примечательно, что в 2021 году депутаты Кировоградского областного совета даже проголосовали за обращение к Верховной Раде с просьбой переименовать область в Кропивницкую, но реакции в Верховной Раде на это не последовало. После 24 февраля 2022 года было введено военное положение, во время которого невозможно вносить изменения в Конституцию. То есть фактически нужно дождаться, когда военное положение отменят и уже потом возвращаться к переименованию Кировоградской области.
Днепропетровская область пошла шагами Кировоградщины
Похожая ситуация и с Днепропетровской областью. Еще в 2016 году областной центр Днепропетровск был переименован в Днепр, ведь старое название было в честь одного из коммунистических деятелей и организаторов голодомора Григория Петровского.
Весной 2018 года в Верховной Раде регистрируют законопроект о переименовании Днепропетровской области в Сичеславскую, но народные депутаты провалили голосование даже за внесение законопроекта в повестку дня. Затем последовали попытки голосовать за переименование области в Днепровскую. Но параллельно с этим в Раде снова был зарегистрирован законопроект о том, чтобы Днепропетровской области дать название Сичеславской. И в начале февраля 2019 этот законопроект находит 240 голосов нардепов при нужных минимум 226. Законопроект тогда направили в Конституционный суд. В апреле 2019 года КСУ дает положительный вывод о переименовании. Дальше все должно быть так же, как и в случае с Кировоградской областью — принятие законопроекта о переименовании в первом чтении, а на следующей очередной сессии уже 300 голосами с помощью конституционного большинства дать Днепропетровской области новое название. Впрочем, и тогда это не было сделано, а сейчас во время военного положения менять Конституцию невозможно.
Почему декоммунизацию никак не удается завершить
Судя по всему выше написанному, видим, что процесс декоммунизации в Украине все же двигается. Однако, с другой стороны, есть вопросы к некоторым чиновникам на местах, почему в тех или иных городах-селах до сих пор некоторые улицы имеют коммунистические названия, ведь за восемь лет, с момента, когда действует закон о декоммунизации, можно было бы его выполнить. Конечно, вступивший в силу с 27 июля 2023 года закон о деколонизации должен подбодрить чиновников и депутатов местных советов наконец полностью искоренить все советское и российско-имперское. Впрочем, и те, кто принимают соответствующие законы, также должны понимать, что на них равняются представители власти на местах. Речь идет о тех же упущенных моментах по переименованию народными депутатами Кировоградской и Днепропетровской областей. Ведь получается так, что парламентарии принимают тот же закон о декоммунизации еще в 2015 году, требуя тем самым бороться с советским прошедшим по всей стране, а сама Верховная Рада тогда не смогла "декоммунизировать" две области, которые названы в честь коммунистических деятелей далеко не последнего эшелона.