Ожидая ответа главы государства тем 25 тысячам украинцев, которые требовали отставки заместителя Андрея Ермака Олега Татарова, RegioNews вспомнил, как же Владимир Зеленский реагировал на подобные петиции раньше. Вспомнил - и сделал неутешительные выводы.
Ответ, который похож на отписку
26 марта текущего года "гражданин В. В. Шабунин", более известный как председатель правления Центра противодействия коррупции, зарегистрировал на официальном интернет-представительстве президента Украины петицию, название которой говорило само за себя: "Немедленно уволить Олега Татарова - заместителя главы офиса Президента Зеленского". Петиция ожидаемо (тема Татарова была у всех на устах еще с конца прошлого года) набрала 25 тысяч подписей, и автор с подписантами стали ожидать реакции главы государства.
6 июля, наконец, случилось. Что же ответил 25 890 лицам, поддержавшим требование Шабунина, Владимир Зеленский? "Статьей 19 Конституции Украины установлено, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, что предусмотрены Конституцией и законами Украины", - речь шла в президентском ответе.
Неожиданно. Смело. Даже вызывающе. Если же серьезно, то об этом общество, в частности, антитатаровская его часть, об основах правового порядка в Украине догадывалось и раньше, до цитирования Зеленским 19-й статьи. Впрочем, ответ здесь вполне очевиден, хоть и невысказан прямо – мол, Татарова я увольнять не буду, а заставить вы меня не можете, потому что это - незаконно.
Впрочем, если открыть Положение об Офисе президента, утвержденное подписью самого Зеленского 25 июня 2019 года, то в пункте 9 этого указа четко и недвусмысленно сказано: "Руководитель Офиса Президента Украины, его заместители, Первый помощник Президента Украины, советники Президента Украины, советники - уполномоченные Президента Украины, Пресс-секретарь Президента Украины, представители Президента Украины назначаются на должности на срок полномочий Президента Украины и освобождаются от должностей Президентом Украины". Татаров Олег Юрьевич же, как известно, является именно заместителем руководителя Офиса президента. Поэтому никакой законодательной проблемы не существует.
Но Татаров - не уволен. Как не были уволены и другие работники из здания на Банковой, отставки которых требовала общественность. Поэтому давайте вспомним, как действующий президент отвечал на эти петиции.
Теплая компания: Богдан, Ермак и…
Первым под горячую руку украинцев попал глава еще Администрации президента Зеленского Андрей Богдан. Две петиции с фактически одинаковыми требованиями – отставки Богдана – были зарегистрированы 23 мая 2019 года. Причиной их появления был люстрационный закон "Об очищении власти": Богдан работал в Кабмине Николая Азарова заместителем министра Кабинета министров – Правительственным уполномоченным по вопросам антикоррупционной политики.
И 6 июня президент уже дал ответ на первую петицию, ту самую, которая набрала необходимые 25 тысяч за одни сутки (а всего подписание ее остановилось на показателе 33 228). Ответ был прост и пуст, ибо заключался он в цитировании первых пунктов действующего на тот момент Положения об Администрации президента.
Вторую антибогдановскую петицию Зеленский прокомментировал аж 6 августа – и сделал это в весьма своеобразном формате, заявив, что он уже уволил Богдана с должности главы АП. И это была чистая правда, потому что на тот момент уже функционировал Офис президента, главой которого Зеленский и назначил (собственно, переназначил) Андрея Богдана. Как говорили в одном советском фильме - "ловкость рук и никакого мошенства".
1 апреля 2020 года на странице петиций появилось требование освободить от должности преемника Богдана - Андрея Ермака. Здесь претензией была подпись новоназначенного (с 11 февраля на посту) под созданием так называемого Консультативного совета в рамках минской ТКГ. Авторы петиции упрекали главу ОП, что этим документом он фактически выводит "ДНР" и "ЛНР" в полноценную сторону минских переговоров, а Россия, наоборот – уходит из этой малоприятной для себя роли, превращаясь исключительно на посредника и "миротворца". Одним словом, зрада чистейшей воды.
Ответ Зеленского, в отличие от предыдущих (и последующих), не ограничивался цитированием действующего отечественного законодательства. Президент заявил, что подписанный Ермаком документ "носит декларативный характер, не легитимизирует субъектности ОРДЛО", "не меняет статуса России в переговорном процессе в рамках ТКГ" и вообще "не является международным договором". Поэтому зрада отменяется - увольнять Ермака нет оснований.
Но есть еще один человек в Офисе президента, отставки которого неоднократно жаждали в петициях отдельные украинцы. Это - сам Владимир Зеленский. Первая петиция, созданная еще 22 мая 2019-го (инаугурация Зеленского, напомним, состоялась 20-го), была достаточно декларативной – "Ваша личность совсем не объединяет большинство украинцев", "Вы консолидировали протест, не давая конкретных обещаний и политических ориентиров", "первые же Ваши заявления и действия разочаровывают Ваших избирателей", "Вы начали приписывать народной воле собственные прихоти" и все такое. Впрочем, эта петиция вошла в историю, поскольку она до сих пор является рекордной по количеству подписей – 60 189.
В ответ на эту петицию (произошло это 6 июня, как и в случае с петицией об отставке Богдана) Зеленский процитировал 108-ю статью Конституции, заявив, что пункты 1, 2 и 4 (добровольная отставка, неспособность выполнять обязанности по состоянию здоровья и смерть) отпадают автоматически, а вот насчет пункта 3 – импичмента - обращайтесь в Верховную Раду.
Вторая петиция с требованием отставки президента появилась через год и имела в себе конкретное обвинение: вы, мол, господин Зеленский, обещали перед выборами, в прямом телеэфире, подать в отставку в случае нарушения законодательства, а тут вы заявляете, что не внесли в свою декларацию 5,1 млн грн доходов от погашения ОВГЗ. Так что, будьте добры, сдержите свое слово.
Зеленский и тут выкрутился, но уже не цитированием законов и подзаконных актов, а объяснением: я, мол, обещал уйти в отставку в случае сознательного нарушения, а это была простая ошибка, которую после обнаружения тут же и исправили. Поэтому "принятие любых решений в соответствии с указанной петицией не планируется".
Тему петиций закрыто?
И вот - Татаров. Как видим, ни одного из тех, кого общественность требовала уволить, Зеленский не уволил. Точнее, Богдана он таки выгнал с Банковой, однако вовсе не из-за петиции. И Ермака с Татаровым когда-то выгонит, но последним, о чем будет думать в тот момент президент, будет соответствующая петиция.
О том, что Зеленскому нужен личный комфорт (а, значит, удобные люди под рукой), говорил еще отставленный – и, соответственно, обиженный, что бы он там не отрицал – Богдан. Впрочем, кто из нас (особенно когда ты руководитель, да еще и такой непростой организации, как государство Украина) не любит удобного окружения. Проблема в другом. В том, что ради собственного комфорта Зеленский готов если не на все, то на многое. Например, упрямо закрывать глаза на вредность и токсичность некоторых персонажей в своем близком окружении. И ответы на петиции являются прекрасным иллюстративным материалом - Зеленский просто игнорирует их, а иногда откровенно насмехается (как в случае с "увольнением Богдана").
Конечно, любому комфорту есть свой предел. И может так случиться, что рано или поздно Зеленскому придется увольнять Татарова или даже Ермака. Если, скажем, под угрозой будет его, Зеленского, второй президентский срок. Впрочем, как видим, с токсичным и подсанкционным в США олигархом Игорем Коломойским президент преспокойно существует в одном временном пространстве, для "отмазки" имитируя борьбу с олигархами в целом соответствующим законом (за который голосуют даже приближенные к олигархам, того же Коломойского, депутаты, что само по себе является показательным).
Но даже если это и произойдет – главный вывод из всей этой истории мы имеем уже сейчас. Зеленский не считает институт петиций никакой попыткой прямого диалога общества с властью. Что как-то странно выглядит на фоне тех бравурных заявлений о необходимости прямого народовластия, которыми прикрывался его же президентский законопроект о референдуме.
Кстати, в том самом нашумевшем интервью 1+1, где президент признал существование плана по задержанию "вагнеровцев", Зеленский затронул и тему харьковской "Санта-Барбары" с переименованием проспекта Георгия Жукова в Петра Григоренко, вокруг которого до сих пор (несмотря на действующий закон о декоммунизации) выплясывает с бубном Харьковский городской совет. В его ответе, помимо привычного "для пенсионеров он – Маршал Победы", был и другой момент. Президент заявил, что этот проспект обязательно переименуют – когда-то потом, когда к главе города придет активная харьковская молодежь, которая захочет дать улице другое, более современное название.
Итак, своим отношением к петициям, особенно в отношении таких скандальных персонажей, как Татаров, Зеленский четко дал понять и цену его отношению к этой форме народовластия, и цену его собственным словам о "когда-то". Похоже, единственное, чем руководствуется шестой президент Украины на своем посту – действительно исключительно собственный комфорт и желание победить на следующих президентских выборах. Совсем не обращая внимания на какие-то там требования…